Основная страница О музее Некоторые экспонаты Ломаков
Журнал "МОТОР" №8, 1997
Алексей Стрелков
![]() |
Horch.
Вслушайтесь в это слово. Есть тут что-то от звука
довоенного клаксона, но не того, что
ставился на дешевые жестянки
обывателей, а того, который
оповещал о
приближении машин
государственных мужей... |
![]() Родился этот Horch-853 8 июля 1935 года - точную дату удалось установить совсем недавно. Она обнаружилась на верхней плоскости блока длинного 8-цилиндрового двигателя после снятия головки. По тем временам этот экипаж был верхом технического совершенства и роскоши. Упомянутый верхневальный мотор уже в течение трех лет находился в производстве и устанавливался на другие модели фирмы. Чтобы избежать влияния крутильных колебаний коленчатого вала, распредвал приводился от задней коренной шейки посредством вертикального валика и двух пар цилиндрических шестерен со спиральным зубом. Для улучшения охлаждения выпускные клапаны по авиационным рецептам высверливались и заполнялись натрием. Бензин поступал в двигатель через двойной карбюратор Solex с падающим потоком. На некоторых машинах для улучшения запуска зимой стояло пусковое устройство, включавшее в себя ручной бензонасос вроде шприца, расположенный на приборном щитке, и систему связанных с ним распылителей, размещенных во впускном коллекторе (тоже из авиации!). Движение ручки - и в цилиндры поступает бензиновый туман. |
![]() А какой престиж у маленькой машинки? Потому длина 853-го достигла 5,3 м - почти как у грузовика ГАЗ-51! А чтобы этот монстр казался изящным, его высоту (с поднятым тентом) ограничили полутора метрами, а капот сделали невероятно длинным. Выпуклые крылья чуть прикрывают гигантские семнадцатидюймовые колеса с паутиной спиц. Сиденья, разумеется, кожаные. Боковые стекла опускаются вместе с рамками, чтобы ничто не мешало, когда тент сложен. Наверное, в такой машине очень удобно стоять, давая возможность любящему народу поприветствовать тебя. |
Конечно, по
современным понятиям, уровень
комфорта пассажира был не ахти какой: из
удобств - только
пепельница. Зато водитель
чувствовал себя человеком. На ![]() |
![]() Horch можно считать одним из самых совершенных автомобилей 30-х годов. На Парижском автосалоне 1935 года он заслуженно получил Гран-при. Кстати, есть косвенные свидетельства того, что Horch Ломакова - тот самый выставочный экземпляр. Но с уверенностью говорить об этом нельзя. Вообще о довоенной и военной истории автомобиля, который ныне принадлежит Александру Алексеевичу, нам практически ничего неизвестно. А послевоенная история автомобиля такова. |
![]() Тогда, надо заметить, все что-нибудь брали себе. Высокие чины - Opel Admiral, Mercedes 540 или 770, те, кто пониже званием, - Wanderer или Audi, самые же скромные и мелкозвездные - DKW, Adler или мотоциклы. Гусаковский явно нарушил субординацию - не стоило полковнику брать такой шикарный автомобиль. В общем, у него отобрали Horch, причем не кто-то, а лично маршал Рокоссовский. Просто приказал доставить в штаб. 9 мая маршал подарил машину командовавшему штурмовой авиацией в Прибалтике генерал-лейтенанту Михаилу Самохину, которого вскоре назначили начальником Ленинградского военно-воздушного округа. Так 853-й попал в Советский Союз. Ему повезло. Никто не возил в салоне навоз, а в багажнике картошку, никто не пытался засунуть под капот двигатель ЗИС-5. Автомобиль обслуживали грамотные механики, к его услугам были авиационные технологии, но в 1956 году Самохину выдали новенький ЗИМ. Черный, с железной крышей, наш, советский, а не какой-то там фашистский, да еще двадцатилетнего возраста! Самохин отдал трофейную машину своему другу полковнику Румянцеву, начальнику авиационного цеха в Тушине. Примерно в то же время 26-летний Саша Ломаков, победитель всесоюзной выставки радиолюбителей, гравер Завидовской шляпной фабрики, копил на "Победу". |
![]() Вскоре Ломаков начал работать художником на заводе имени Лихачева. Его привлекли к реставрации ленинского Rolls-Royce. Чтобы качественно выполнить ответственный заказ, пришлось рыться в технической библиотеке, и вот тогда-то молодой человек прозрел, он понял наконец, что потерял, и загорелся желанием найти подобный Horch. Восстановленный Rolls-Royce давно уже стоял в музее В. И. Ленина, страна выполняла и перевыполняла задания партии, лучшие машины - "Москвич" и "Волга" ГАЗ-21. И вот 70-й год. Александр Алексеевич заехал за запчастями в Лианозовский автомагазин и... о, чудо! В ряду "Запорожцев" и "Москвичей" он увидел Horch-853. Он был гораздо красивее, чем 853 А, длиннее, имел никелированные, а не алюминиевые молдинги - мечта! Ломаков выяснил у водителя, управлявшего машиной по доверенности, что ее хозяином является уже упоминавшийся полковник Румянцев. |
![]() Попробовал Ломаков на ходу тормоза - и впрямь вялые какие-то: - Не работает вакуумный усилитель. - Знаю. Мне его специалисты на заводе пытались ремонтировать, манжеты новые, от ГАЗ-51 поставили, не помогает. - Так манжета 51-я на 2 мм толще родной, перепускное отверстие перекрывает, надо поршенек торцануть, а пока попробую так, регулировкой помочь, - и Ломаков снял панель пола, под которой вакуумник сидит. - Откуда ты все знаешь? - Да был у меня такой - дурак, что продал. - Тогда поехали назад, ты его хозяин. |
![]() Там этот "Штеер-Хорьх" оценили с налогами в 684 руб. 10 коп. Тогда еще не было ни клубов автомотостарины, ни любителей, техника эта считалась металлоломом и ничего не стоила. Все ждали обилия народных "Жигулей" и удивлялись человеку, купившему какой-то старый хлам с полусгнившими крыльями. А у машины началась новая жизнь - разъезды по всей стране в качестве экспоната выставок, участие в десятках кинофильмов и многочисленных ралли старинной техники. |
©1997 ЗАО Мотор Пресс, тел./факс : +7 (095) 142 2795, 142 1935 Email: editor@motor.ru