Ломаков Дмитрий Александрович. (Cтатья написана для Большой энциклопедии "Кирилла и Мефодия" (издатель фирма NMG)).

Коллекционирование автомобилей и мотоциклов.

(Терминология в автомотостарине).

Коллекционирование автомобилей и мотоциклов началось фактически сразу после начала их производства, т.е. на рубеже 19-го и 20-го веков. Уже тогда состоятельные люди, кто из любопытства к технике и ее новинкам, кто из-за тщеславия (и в те времена считалось, что покупка "железных коней" и содержание целой их "конюшни" это явный признак современности взглядов, образованности, богатства и удачливости владельца), кто из-за общественного положения обязывающего к выделению из числа обычных людей, в том числе и внешними признаками, в частности, наличием целого ряда автомобилей и мотоциклов в собственном гараже (например славилась количеством и качеством автомобилей и мотоциклов коллекция гаража русского Царя Николая Второго).

Некоторые производители автомототехники оставляли у себя эксперементальные, рекордные, гоночные, выставочные экземпляры автомобилей и мотоциклов - на память, в связи с невозможностью продать, для исследований. Так начинались коллекции собственных музеев заводов занимающихся производством автомототехники. Впоследствии автомотопроизводители уже целеноправленно собирали (и собирают) автомобили и мотоциклы своих марок. За рубежом полные или практически полные коллекции своих автомобилей и мотоциклов имеют музеи почти всех существующих автомотопроизводителей ("Мерседес-Бенц", "БМВ", "Порше","Рено", "Ява" и многих других). В России практически полную коллекцию своих автомобилей имеет музей завода ГАЗ.

В настоящее время однообразная терминология, классификация, названия классов и разделов в среде коллекционеров во всем мире не приняты. Имеются существенные различия в терминологии не только между коллекционерами разных стран, но и между коллекционерами внутри некоторых государств.

Наиболее распространнено что коллекционируемые автомобили и мотоциклы делятся на:

1.Старинные (они же: олдтаймеры, классические, ветераны и т.д.) ; 2.Коллекционные современные (они же: раритетные современные, редкие современные ).

Старинными считаются все автомобили и мотоциклы старше 20-30 лет.В свою очередь старинные условно делятся на классы:

а) Антикварные /до ~1917г./.Например: мотоцикл Даймлера 1885г., трицикл Бенца 1886г., автомобиль "Русско-Балтийский С24/30" 1909г.;

б) Ретро / 1917 -1932г.г./.Например: автомобили "АМО-Ф-15" 1924г., "Opel P6" 1928г., мотоцикл "DKW E 206/200" 1925г.;

в) Классика / 1932 -1953 г.г./.Например: автомобиль "Horch-853" 1935г., мотоциклы "Harley-Davidson WLA-42" 1942г. и "ТиЗ-АМ-600" 1939г.;

г) Юниоры / 1953 - 1978 г.г./.Например: автомобили "ЗиС-110" 1946г., "ГАЗ-12" ("ЗиМ") 1950г.,"ЗиЛ-111" 1959г.

К коллекционным современным относят автомобили и мотоциклы выпущенные после1967-1977г.г. если только они были выпущены в единственном числе или очень малой серией, или если именно на них был установленно какое либо из ряда вон выходящее достижение, рекорд, или если они принадлежали известнейшей личности, или непосредственно участвовали в каком либо сверхсобытии исторического масштаба. Например: "Bugatti EB 110" 1991г., автомобиль которым пользовался Патриарх Всея Руси Пимен ГАЗ-13 "Чайка" 1977 г. и др.

В свою очередь сами коллекции делятся и по признаку собственности на:

1.Частные;

2.Корпоративные (заводские, принадлежащие организациям, фирмам, банкам и т.д.);

3.Государственные.

За рубежом есть великое множество коллекций (свыше десяти тысяч). Например: частная коллекция Султана Брунея (около 900 единиц), частная коллекция братьев Шлюмпф (около 2300 единиц, сейчас перешла в собственность Французского государства), частная коллекция Генри Малартре (около 130 единиц) , и т.д. и т.д. Рекордсменом считается американец Герах который, по некоторым данным, собрал 3500 старинных автомобилей из которых свыше 1700 было отреставрировано!

В России известна частная коллекция семьи Ломаковых (свыше 85 старинных автомобилей и мотоциклов), эта уникальная коллекция стала основой коллекции "Музея старинных автомобилей и мотоциклов" создаваемого в Москве Дмитрием Ломаковым. Есть в России и коллекция государственная - в автомобильном отделе Московского политехнического музея.

В России, как и в большинстве стран, имеется общественная организация владельцев автомотостарины и автомотоколлекционеров - "Российский клуб любителей старинных автомобилей и мотоциклов "Ретромотор"" который объединяет коллекционеров и владельцев старинной автомототехники и их местные и тематические(т.е. по определенным маркам и моделям автомототехники) клубы. В мире насчитывается около четырех тысяч подобных клубов, рекорд у США - около тысячи клубов.

Эти клубы содействуют сохранению таких памятников истории и культуры какими являются старинные и коллекционные современные автомобили и мотоциклы помогая музеифицировать их. Клубы коллекционеров, проводя парады, выставки, пробеги, занимаются дальнейшей популяризацией собирательства старинных и коллекционных современных автомобилей и мотоциклов - вероятно одного из самых престижных хобби в мире.

                                                    Дмитрий Ломаков, коллекционер автомотостарины, директор "Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов", Президент "Российского клуба любителей старинных автомобилей и мотоциклов "Ретромотор"".

P.S. В последнее время общественное и моё мнение склоняется к тому, что класс "Юниоров" следует считать с 1953 (а не с 1945 года как ранее)  до 1978 года и соответственно класс "Классические" с 1932 до 1953 года (а не до 1945 года как ранее). Есть предложения и  сами классы переименовать, например в: А, В, С, D (или ещё как либо) - что тоже имеет логическое обоснование....


Вопросы оценки старинного автомобиля, мотоцикла:

Ещё кое какие мысли по автомотостарине. Часто предлагают нашему Музею такую технику: "Купите у меня BMW-321 1939 года. Только у неё двигатель от Волги и мосты, приборы тоже не родные, и сидения, а переднее стекло от ВАЗ-2106 (мы со свояком всё лето потратили на эту реставрацию - все в нашей деревне просто в восхищении от BMW этой теперь!)"

Дурь на дури и дурью погоняет. Это же не BMW-321 а только изуродованный корпус от неё. Крестьяне (да и горожане) вооружённые автогеном столько старинных автомобилей и мотоциклов изуродовали - что и представить страшно. Ладно там, "Победу", Мерседес-Бенц-170 1939 г. или ту же БМВ-321 1939г.так ведь и 540-е мерседесы и Хорьхи-853 та-а-ак уродывали...

Это всё от необразованности.  Первое, что обсудим это Комплектность машины. Есть "Международная тысяче-бальная система оценки оригинальности старинных автомобилей и мотоциклов" - согласно ей за отсутствие родного мотора сразу снимается 500 очков из 1000! За каждый мост по 250! За приборы - 150! За бамперы по -50! За сидения -100! И так далее вплоть до цвета стрелочек на приборах. Разрешается менять только аккумуляторы и покрышки - но только чтобы они по размеру подходили. Хотя желательно и их найти "родные".

Возвращаясь к примеру о туповатых мужиках изувечивших старинную BMW-321: получается, что это они должны нам заплатить, чтобы мы у них забрали их "старинный автомобиль" (а на самом деле это уже и не старинный автомобиль, а останки кузова от него!). По международной системе он стоит минус 400  очков (-40%) от цены комплектного BMW-321. А не надо было лезть в воду не зная броду. Согласны? Вот и мы про тож.

И это мы ещё не обсуждали вторую составляющую цены старинной автомашины или мотоцикла - Состояние машины (гнилость кузовных деталей, работа агрегатов и мотора, приборов, изношенность салона, поцарапанность стёкол, износ покрышек и т.д.). Кстати в Германии состояние старинных машин делится на 5 категорий:

1 - отлично сохранившийся;

2- реставрированый (кстати, плохой реставрации не бывает вовсе - иначе это не реставрация, а ремонт). И иногда (редко) 1 и 2 категория меняются местами;

3 - на ходу, но сильно пошарпанный;

4 - на ходу,  облезлыйи плюс гнилой;

5 - разрушенный (т.е. не на ходу, изношенный, гнилой).

Автор: Дмитрий Ломаков. 07 сентября 2001 г.

P.S. Если Вам нужна подробная консультация по автомотостарине, оценка автомотостарины - позвоните в Музей.


    Желающие помочь Музею и заинтересованные лица могут связаться с нами позвонив или написав в Музей:  

Контакт                  Contact


Назад на главную страницу ( Main page )


Если у Вас есть возможность - разместите сноску на Музей на своей страничке!Поместите у себя наш баннер -

Спешите делать добрые дела!   The beauty will rescue the world!


http://www.Lomakovka.ru/Lomakov.html

Вы  ...... посетитель с 09.01.1998 года.