"Российская историческая газета",

№1 (4), январь-февраль 1998. А.Аветисян.

История одного Музея.

В 1956 году мастер ЗиЛа Александр Ломаков был включен в состав бригады, сформированной по заданию ЦК КПСС, для реставрации автомобипя, на котором ездил В.И.Ленин. Задание, как вы понимаете, по тем временам ответственнейшее. Тем более что вождь мирового пролетариата ездил не на какой-нибудь "антилопе-гну", изготовленной на Малой Арнаутской в Одессе, а на самом дорогом тогда английском автомобиле ручной сборки - "Роллс-Ройсе". Сосстояние раритета оставляло желать лучшего, потому как найден он был случайно в соленых дюнах под Керчью. Это, однако, не помешало Ломакову полностью восстановить панель приборов, а бригаде в целом - придать автомобилю первозданный вид.

"Роллс-Ройс" занял свое достойное место в ЦМЛ, а заказ "сверху" открыл перед Ломаковым доступ к материалам патентной библиотеки ЗиЛа, где пылилась богатейшая техническая информация по европейскому автомобилестроению. Как в сказке, молодой мастер очутился в Стране Чудес, соприкоснулся с эпохой зарождения авто технической эстетики, окунулся в чарующий мир старины, где и пребывает по сей день...

В этой особой среде  и выросли сыновья Александра Алексеевича - Александр и Дмитрий. Александр Ломаков-младший (в профессиональных кругах - Шуруп) - один из лучших в истории СССР мастеров-реставраторов автостарины. А когда тридцатидвухлетнего Дмитрия Ломакова  спрашивают, сколько лет он занимается "ретро"-автомобилями, он безоговорочно отвечает: "32 года". И это не удивительно. Кто в детстве с любопытством не разбирал игрушечные машинки, чтобы ответить на вопросы: "Как они двигаются?" и "Что там внутри?". У Ломаковых игрушки были "покруче". Автомобили их  сегодня выглядят как дивные при шельцы из игрушечного мира. Так что Ломаковым могли позавидовать не только сверстники, но и взрослые.

Представьте картину: когда выезжал какой-либо ломаковский автомобиль, владельца самого последнего "жигуля" все равно начинала "душить жаба", потому что остолбеневшие прохожие провожали его взглядом, а предусмотритвльные гаишники открывали "зеленый коридор"... так, на всякий случай. Бог знает, кто в нем едет. Тем более что в то время бытовала легенда, будто бы у Леонида Ильича чуть ли не самая большая в мире коллекция автомобилей. Брежневу действительно дарили машины и прокатиться с ветерком он любил - от Боровицких ворот по Кутузовскому проспекту до госдачи в Заречье или в Завидово. Однако Леонид Ильич и сам был щедр на подарки. Так, генсек, узнав, что тогдашний Патриарх Пимен ездит на "Ниссан-Президенте", подарил ему один из лучших отечественных автомобилей - "Чайка" ГАЗ-13 1977 года, которая сегодня украшает коллекцию Ломаковых. Так что "клуб болельщиков отечественной автомобильной промышленности" был основан вождями застоя, а молодые реформаторы просто явились достойными продолжателями традиций "клуба".

Итак, за 37 лет семья Ломаковых собрала сверхуникальную коллекцию из 85 исторических автомобилей и мотоциклов. При этом у каждого члена семьи (отец, мать, сыновья) в среднем по 20 личных "раритетов". В этом есть свой смысл - как гласит современная пословица: "Жены и автомобили не бывают общими". Важно то, что создавалась коллекция в "неантагонистической" конкуренции, и сегодня, не смотря на взаимную ревность, присущую любым заядлым коллекционерам (а Ломаковы таковыми являются), семейный совет избрал Дмитрия полномочным представителем единых интересов перед СМИ, городскими властями, спонсорами и т.д.

В коллекции Ломаковых - отечественные и "заморские" раритеты, есть и свои жемчужины. Из отечественных, помимо упомянутой "Чайки", в фаворитах - "ЗИС-110" 1949 года, подаренный Сталиным Патриарху Алексию Первому в знак благодарности Русской Православной церкви за помощь в победе над фашизмом. Уникален цвет автомобиля - темно-зеленый. "Отец народов" знал, что Его Святейшества в праздничные службы надевают мантию именно такого цвета.

Легендарных "катюш", ЗИС-6, в мире осталось не более двух экземпляров - один, вероятно, в музее Форда США, второй там, где вы догадались.

Одно из последних приобретений Дмитрия - первый военный советский мотоцикл, выпущенный в 1939 году Таганрогским инструментальным заводом под наименованием "ТиЗ-АМ-600".

"Старейшиной" ломаковский коллекции также является мотоцикл - "Пежо" 1914 года, который был брошен при поспешной эвакуации в 1918 году французским экспедиционным корпусом в Архангельске.

Другой трофей - "автокинозвезда". Это - 6-метровый кабриолет "Хорьх-853" 1935 года. Его, как лучшую модель Парижского салона 1935 года, приобрел Геринг. А многие могли его видеть в 26-ти художественных фильмах, среди которых "Здравствуйте, я ваша тетя! ", "Бархатный сезон", "Вариант "Омега""... Всего ломаковские автомобили участвовали почти в 70-ти кинокартинах.

Творческие поездки порой завершались новыми приобретениями. Так, в Сухуми случайно был обнаружен уникальный спортивный "Мерседес-Бенц 540 СКЛ" 1936 года выпуска, изготовленный в единичном экземпляре. Интересна биография ближайшего "родственника" этого уникума - другого кабриолета "Мерседес-Бенц 540 К" 1935 года. Во-первых, литера "К" означает, что двигатель оснащен компрессором и способен развить скорость до 200 км/час. Во-вторых, автомобиль принадлежал Йозефу Геббельсу. В-третьих, после того как он был вывезен трофейной бригадой из особняка министра пропаганды Третьего Рейха, он по разнарядке поступил в распоряжение секретаря ЦК КП Эстонии Николаю Каратам. Вывезенный наконец, в качестве "рухляди", на дачу друга партийного босса, поросший бурьяном, автомобиль был замечен зорким глазом Александра Алексеевича...

85 раритетов - 85 судеб. Так, "Ситроен-7ЦВ", получивший Гран-При за ралли Париж-Москва 1935 года, был подарен генеральным конструктором фирмы Ситроен Франсуа Леко Советскому Правительству в лице Молотова. Кабриолет "Опель Адмирал" 1939 года был выпущен в день 75-летия владельца фирмы Адама Опеля. Другой "Опель П-6", - своеобразный рекордсмен - с 1928 по 1983 год проездил без капитального ремонта. А "Студебеккер ЮС-6" и "Додж 3/4" - оба 1943 года - поставлялись из США в СССР по ленд-лизу...

0 каждом экспонате отдельно можно рассказать очень многое, а сколько околоколлекционных историй, связанных со съемками в фильмах, с возвращением автомобилей к жизни и их "выходами в свет"! Остановиться мне хотелось бы на самом важном аспекте деятельности Ломаковых - создании Музея автомотостарины.

В прессе его часто называют "Автотретьяковкой" - определение, очень точно характеризующее и сокровища музея, и сам процесс его организации. Экспонаты коллекции на ряду с произведениями великих художников, шедеврами старинных мастеров уже красуются в престижных художественных каталогах. К тому же музей явится конкретным примером возрождающихся традиций меценатства Третьякова, Мамонтова, Нечаева-Мальцева, Цветаева, Морозова, Тенишевой, Щукина...

Сама же инициатива создания музея в наше время без пафоса могла бы стать темой для школьного сочинения "В жизни всегда есть место подвигу". Можно даже написать отдельный роман о десятилетнем "хождении по мукам", то есть по чиновничьим инстанциям, от которых зависела судьба музея.

Между тем , например только в США около 15 музеев имеют в своих экспозициях отделы, посвященные автомотостарине, а ещё 77 занимаются только старинными автомобилями и мотоциклами! В Болгарии два таких музея, в Чехии - три. А в одной только Германии ежегодно проводится 465 парадов техники "ретро". Среди экспонатов заграничных музеев, есть и те, которые приобретены у российских владельцев автомотораритетов. В 1985 году только по Москве и области их насчитывалось 1760 человек, сегодня же не наберется и четырех десятков.

0 Ломаковых надо сказать, что, помимо уникальной коллекции, они обладают и уникальным сознанием. Иначе как объяснить тот факт, что на фоне всеобщей коммерциализации, глобальной "пацанизации" сверстников Ломаковых-сыновей и тотальной политизации ровесников Ломакова старшего семья занимается сохранением культурного наследия для потомков?

Поистине в этой истории уникально все - и недавно Ломаковым, как физическим лицам (случай беспрецедентный), в Люблино выделен земельный участок площадью 1 гектар под строительство пока первого после 1917 года частного музея.

Дмитрий всегда при случае благодарит за покровительство Юрия Лужкова, главного архитектора Москвы А.Кузьмина, префекта Юго-Восточного округа В. Зотова, депутата МГД М. Москвина-Тарханова и других.

Сегодня осталась самая малость - построить музей; по принципу "с миру по нитке - голому рубаха". И, что примечательно, мир откликнулся. Это и эксклюзивный дилер "Zoom-Еnergi Согр.", и сеть шинных магазинов "Колесо", и фирмы "Hewlett-Packard", "КВЕ" и "Пауэр Интернешнл". Сейчас формируется Общественный совет попечителей, а перспективные планы - это создание комплекса "Ломаковка" с музеем, клубом, гостиницей, барами и ресторанами. Благодаря фирме "RosNet" уже можно посетить виртуальную Ломаковку в сети "Интернет" http://www.Lomakovka.ru

Дмитрий Ломаков - директор музея объявляет тендер на проведение строи тельных работ. 


Контакт                  Contact


Назад на главную страницу ( Main page )  


http://www.Lomakovka.ru/press67.html