Щит и меч, 25.12.1997 года.
От милицейского "Харлея" до "Хорьха" Германа Геринга.
Евгений ЕРМОЛАЕВ
Москвичи старших поколений, наверное, помнят до сих пор американские мотоциклы "Харлей-Дэвидсон", которыми в свое время были оснащены практически все подразделения столичной милиции.
Эти мощные, неприхотливые машины, обычно укомплектовывались коляской-"люлькой" той же заокеанской фирмы для третьего сотрудника мобильного милицейского наряда или же для сопровождения задержанного правонарушителя, на протяжении без малого двух десятилетий - с начала тридцатых и почти до конца пятидесятых годов - зимой и летом, не взирая на дождь и снег, несли в милиции бессменную вахту.
- На сегодняшний день в России сохранилось не более двух десятков тех самых милицейских "Харлеев", - утверждает известный московский коллекционер раритетов старинной и антикварной автомототехники 31-летний Дмитрий Ломаков.
Один из редких экземпляров милицейского "Харлей-Дэвидсон-1200" 1936 года выпуска вместе с коляской в "родной" песочно бежевой окраске и в полной технической исправности всех агрегатов сохранился в его обширной коллекции мотоциклов прошлых лет.
Этот "Харлей" - лишь один из 17 раритетных образцов военной мототехники минувших времен, составляющих личную коллекцию Ломакова-младшего.
В целом же коллекция семейного клана Ломаковых - отца с матерью и старшего брата - составляет на сегодняшний день 85 уникальных образцов старинных автомобилей и мотоциклов от первых десятилетний уходящего века до конца 70-х годов.
Сам глава семьи Александр Ломаков, некогда заложивший основу этого семейного паноптикума старинной моторной техники, располагает на правах личной собственности раритетным образцом первого серийного мотоцикла отечественного производства. Эта двухколесная машина называлась "Красный Октябрь" Л-300 и маркирована 1932 годом выпуска.
С позиций милицейской тематики в коллекционном плане несомненный интерес может представлять также ряд образцов авто мобильной спецтехники минувшей эпохи.
Пока что в личной коллекции Дмитрия Ломакова лишь один автомобиль такого рода ГАЗ-67б 1943 года выпуска в народе именовали не иначе как "Иван-Виллис", отдавая тем самым должную дань его высокой проходимости, непривычной для отечественных автомашин того периода. Этот полноприводный автомобиль, то есть со всеми четырьмя ведущими колесами, родился в цехах Горьковского автозавода на базе укороченных шасси известной в ту пору полуторки ГАЗ-АА. Несмотря на спрессованные сроки разработки и производства, продиктованные условиями военного времени.
В годы Великой Отечественной войны значительное число автомобилей этой модели поступало в различные милицейские подразделения. ГАЗ-676 оснащался фаркопом особой конструкции. Эти не боящиеся бездорожья, достаточно мощные и маневренные машины способны были буксировать по проселку и пересеченной местности знаменитую сорокапятку, что превращало их в мобильную артиллерийскую огневую точку.
Ломаковы давно мечтают заполучить в свою семейную коллекцию и прообраз современного спецавтомобиля для дежурных частей милиции автобус ГАЗ-03-30 выпуска 1933 года на базе шасси все той же полуторки ГАЗ-АА. В зависимости от оперативной необходимости, в таком автобусе могли разместиться до 13-15 сотрудников органов внутренних дел. По-видимому, похожий милицейский автобус по прозвищу "Росинант" все мы могли видеть в знаменитом телесериале "Место встречи изменить нельзя" с Владимиром Высоцким в главной роли.
Впрочем, не меньший интерес представляют некоторые уникальные экземпляры этой неординарной коллекции и с точки зрения их причастности к судьбам исторических личностей, в той или иной степени определявших на определенном этапе ход всего мирового развития.
Сам Ломаков-младший является, к примеру, обладателем "ЗИС-110" ручной сборки, изготовленного в 1949 году по распоряжению Иосифа Сталина в качестве его дара Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Первому в знак признания вклада Русской православной Церкви в борьбу с фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. Этот единственный из всех 2300 автомобилей, выпущенных за всю историю производства "ЗИС-110" был выкрашен по указанию И. Сталина - бывшего семинариста и прекрасного знатока православной обрядности - в темно-зеленый цвет. Дело в том, что именно в темно-зеленые одеяния, символизирующие торжество жизни над смертью, высшие православные иерархи облачались на Руси по самым почитаемым церковным праздникам для отправления торжественных обрядов богослужения.
Другим одиозным экземпляром его коллекции служит "Мерседес-Бенц-320" выпуска 1939 года. Этот громадный темно-синий пульман-лимузин чем-то напоминающий, однако, изысканной лаконичностью форм тот самый патриарший "ЗИС-110", некогда обслуживал семейство партайгеноссе Мартина Бормана, фактического генсека нацистской партии фашистской Германии. В качестве трофея автомобиль был доставлен в СССР непосредственно от особняка Бормана под Берлином.
Впрочем, в семейной коллекции Ломаковых это отнюдь не единственный автомобиль с Олимпа властных структур гитлеровской Германии.
"Хорьх-853" выпуска 1935 года ныне пребывающий в одном из приватных московских гаражей Ломаковых имеет не менее примечательную родословную. Он был изготовлен в одном единственном экземпляре исключительно для демонстрации на Международном парижском автосалоне того же года. Этот царственно роскошный кабриолет, по мнению специалистов-дизайнеров, считается непревзойденным воплощением красоты и гармоничности автомобильных форм, по сей день не имеющих аналога в мире.
Однако германское чудо на Парижском автосалоне настолько покорило воображение Германа Геринга что командующий гитлеровскими люфтваффе выставочный экспонат был поспешно изъят из Франции и обращен в его личное пользование.
К числу уникальных экспонатов богатейшей коллекции автомобильных раритетов с полным основанием относится и "Мерседес-Бенц-54О" четырехместный кабриолет выпуска 1936 года, таким же образом вывезенный армейской трофейной бригадой из особняка гитлеровского министра пропаганды Йозефа Геббельса. Это был единственный во всем гараже рейхсканцелярии автомобиль вишневого цвета, в то время, как согласно нацистскому этикету, общепринятым считался черный. Такое послабление было дозволено лишь ближайшему соратнику фюрера, а литера К, добавленная к порядковому номеру модели означает что двигатель сановного "Мерседеса" оснащен компрессором. По этой причине еще более 60 лет назад личное авто доктора Геббельса было способно развивать скорость до 200 км в час.
А вот "Ситроен-7ЦВ" выпуска 1934 года из той же коллекции автомобильных раритетов имеет непосредственное отношение к своеобразному дипломатическому курьезу того времени.
Этот французский автомобиль стал победителем ралли Париж-Москва в 1935 году. По триумфальному завершению пробега он был преподнесен в Москве генеральным конструктором фирмы "Ситроен" господином Франсуа Леко в дар советскому правительству в лице сталинского министра иностранных дел Вячеслава Молотова. Этот презент содержал определенный дипломатический намек: в создании собственной авто индустрии в СССР русским, мол, целесообразнее ориентироваться на техническое содействие Франции нежели уповать на Германию и Соединенные Штаты.
...В конце октября нынешнего года в Москве проходил "3-й Всероссийский антикварный салон", который явился весьма заметным событием в культурной жизни столицы. На одном из подиумов Центрального дома художника на Крымском валу впервые в России заняли место жемчужины из числа раритетов коллекции Ломаковых Тем самым ценные экземпляры старинной и антикварной автомототехники были де-факто приравнены к предметам художественного антиквариата - живописи, скульптуре, другим атрибутам изобразительно-прикладного искусства, представляющим на сегодняшний день наше общее национальное достояние.
Фото из личного архива Дмитрия Ломакова.
Желающие помочь музею и заинтересованные лица могут связаться с Дмитрием Ломаковым:
Назад на главную страницу ( Main page )
Если у Вас есть возможность - разместите сноску на Музей на своей страничке! Поместите у себя наш баннер:
Спешите делать
добрые дела!
http://www.lomakovka.ru/press57.html