«Москва - За Рулем», №10(129), 20-26 марта, 1997
Василий ФЕДОРОВ Фото Александра ПОЛУНИНА
Не хотите ли прокатиться на «Мерседесе» д-ра Геббельса?
Пожалуйста, только придется немного подождать. По крайней мере, до тех пор, пока не найдутся заинтересованные люди, те, кто помог бы встать на ноги уникальному частному музею автотехники.
Такой музей в Москве уже существует. Существует вполне реально, а вовсе не в воспаленном воображении мечтателя. Во всяком случае, все его 85 экспонатов можно потрогать руками. Что мы на днях и сделали вдвоем с редакционным фотокорреспондентом. Впечатления, скажу я вам, сильные, но в то же время какие-то двойственные. Впрочем, об этом потом...
Два этажа нынешнего музейного "хранилища", которое поначалу напоминает склад разной железной рухляди, забиты "под завязку". Только освоившись с полумраком интерьера, смахивающего на заводской цех, закрывшийся лет эдак 50 назад по причине атомной войны, начинаешь постигать смысл увиденного...
Вот из-под завалов ветоши блеснул темно-зеленым лаком наш, советский лимузин "ЗиС-110". В 1949 году И. В. Сталин преподнес его в подарок Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию 1 "за заслуги Русской Православной Церкви в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками".
А вот нечто, имеющее отношение как раз к тем самым захватчикам. В характерном дизайне легко угадывается мерседесовская марка. Но вот что за модель? Оказывается, SKL-540 выпуска 1935 года. На этой самой машине лично разъезжал министр пропаганды "третьего рейха" доктор Йозеф Геббельс.
Собиратель, хранитель, директор и владелец музея (все в одном лице) Дмитрий Ломаков рассказывает об экспонатах, а мне почему-то представляется тяжеловесный том-каталог в кожаном тисненом переплете, обязательно с хорошими цветными фото. То, что видишь и слышишь здесь, достойно запечатления именно в таком, богато изданном фолианте. Эх, мечты, мечты...
Идем дальше, точнее пробираемся в несусветной тесноте. Кабриолет "Ситроен-7СV" выпуска 1935 года. Взял "Гран-при" на ралли Париж-Москва в том же году. Знаменитый французский автомобильный концерн подарил его председателю Совнаркома СССР В. М. Молотову с явным умыслом: хватит, мол, увлекаться всем германским - до добра не доведет. Не прислушались...
В разделе мотоциклов глаза разбегаются. Чего стоит один "Пежо" 1914 года выпуска! Военная судьба занесла его, бедолагу, вместе с французским оккупационным корпусом, на российский Север, в Архангельск. Где он и достался Красной Армии в качестве боевого трофея.
Вот в скромном защитном наряде "Харлей-Дэвидсон" WLA-42 производства военного 1942 года. Честно говоря, он больше похож на крей-сер, чем на мотоцикл. Выпускался в 1942-1945 годах, повоевал на фронтах Второй мировой под названием "Либерейтор" ("Освободитель").
Тут же рядом мотоцикл, "служивший" в африканском корпусе немецкого генерал-фельдмаршала Роммеля, и наш родной "диверсант" МВ-650М 1962 года с ведущей каляской и турелями для пулемета и ПТУРСов. В глубине хранилища (склада, пакгауза - называйте, как хотите) не то, чтобы вырисовывается, скорее угадывается силуэт грузовика. "Шасси настоящей "Катюши", - с гордостью поясняет "хранитель древностей". - Такого нет в армейском музее". Вы, наверное, поняли, что музея как такового пока нет. Есть пока экспонаты, над которыми еще работать и работать. Если этим будет заниматься только семейство Ломаковых (Дмитрий, отец и брат), их невероятного энтузиазма, золотых рук и (обратите внимание!) семейного бюджета не хватит на то, чтобы коллекция в обозримом будущем стала доступна всем москвичам. Вот в этом и заключена двойственность восприятия, о которой я упомянул в самом начале.
Труда, времени и денег в музей вбухано - страшно сказать. Судьба коллекции складывалась по-разному. В 1983 году все едва не закончилось, когда власти обвинили энтузиастов в "пропаганде фашистской атрибутики" (Мерседес Геббельса и Хорьх Геринга, мотоцикл от Роммеля и т.п.). Слава Богу, не успели.
Перестройка со своим хаосом и "вселенским трепом" открыла перед Ломаковыми возможности для... личного обогащения. Почти любой из их экспонатов с руками оторвали бы заграничные автомобильные музеи. (Возьмите хотя бы БМВ-303 1933 года. Мюнхенский музей фирмы, между прочим, не имеет ни одного экземпляра этой машины. Представляете, сколько дали бы...). Ломаковы на соблазн не поддались: не затем старались. И пока коллекционеры "зеленых" налево и направо распродавали раритеты, семья энтузиастов продолжала, во многом себе отказывая, собирать коллекцию машин. А параллельно Ломаковы стучались во все властные двери в поисках поддержки.
Праздничным для них стал день 31 августа , когда мэр Москвы Ю. М. Лужков собственноручно начертал "историческую" резолюцию: "Быть в Москве музею автотехники". За это время успели получить от городских властей земельный участок в один гектар у станции метро "Люблино". Теперь там предстоит возвести музейный ангар. Дело за малым - на строительство нужно еще примерно 130 тысяч $.
Если посмотреть на сию сумму с точки зрения содержимого карманов среднестатистического москвича, - сумасшедшие деньги. А если с позиций здравого смысла, сознания того, что музей старой автомототехники нужен нам всем, что мы сможем водить туда детей и внуков, - простите, сущая ерунда. Дима Ломаков, его семья, а вместе с ними и редакция "Москвы за рулем" - мы все не теряем надежды, что найдутся-таки в столице России люди, которые помогут завершить многолетний труд.
Если такое желание у кого-то появится, достаточно позвонить Дмитрию Ломакову по телефону: Контакт Contact
P.S. Подумал я, подумал, и вот какая шальная идея, между прочим, пришла в голову. ЗИЛу и "Москвичу", несмотря на все их долги в бюджет, скинуться на помощь автомузею - что чихнуть один раз. Было бы желание...
"Быть в Москве музею автотехники"
Ю.М. Лужков.
Коментарий Дмитрия Ломакова: Ну насчёт ЗиЛа и Москвича это Василий Федоров конечно загнул... , хотя за статью спасибо!
А вот наши предприниматели, тем более считающие себя сынами отечества своего, могли бы по чуть помочь. Да и западные фирмы делающие свой бизнес и деньги в России могли бы. Некоторые особого приглашения не ждут - уже помогают чем могут.