РАДИО РОССИИ 28.06.2006
Юбилей советской легковушки
Ровно 60 лет назад, 28 июня 1946 года, на Горьковском автозаводе собрали первую партию автомобилей "Победа".
С подробностями - корреспондент «Радио России» в Нижнем Новгороде Игорь Становов.
Становов: Знаковым этот автомобиль сделало уже само его название – "Победа". Еще только отгремела битва под Сталинградом, и до настоящей победы было, ох, как далеко, а на Горьковском автозаводе началась работа над новым автомобилем. И это не был грузовик или тягач для пушек, и даже не санитарная машина. Это была легковушка. По эскизам художника Вениамина Самойлова были сделаны гипсовые модели будущего автомобиля в масштабе 1:5, а по самой удачной модели – макет из красного дерева в натуральную величину.
Даже после бомбежек 1943 года, когда ГАЗ был на грани остановки, работа над машиной не прерывалась. Первый прототип был готов 6 ноября 1944 года, его осматривал лично товарищ Сталин, и после его одобрения первые машины были запущены в производство. А в июне 1946 года на Горьковском автозаводе, носившем тогда имя Молотова, собрали первую партию пятиместных легковых автомобилей с 50-сильным четырехцилиндровым двигателем ГАЗ М-20 «Победа».
Она стала не только символом нашей победы в Великой Отечественной, но и настоящей победой отечественной конструкторской мысли. «Победа» была первым советским автомобилем с несущим кузовом. К тому же это был первый в мире серийный автомобиль с кузовом бескрылой конфигурации. Дизайн машины открывал новую тенденцию в тогдашней автомобильной моде, подхваченную в последующие 2-3 года всеми мировыми автопроизводителями.
В машине впервые были реализованы технические новшества, ставшие сегодня стандартными в автомобилях. Именно на «Победе» появились электрические указатели поворотов, стоп-сигналы и электрические же снегоочистители. Во всех предыдущих советских автомашинах «дворники» были механическими или пневматическими. И скорость их работы зависела от скорости движения машины. Впервые водитель и пассажир «Победы» получили возможность ездить зимой без валенок и тулупа и не возить с собой мешочек соды для протирки стекол. В машине была уже печка. Вершиной торжества комфорта стали не виданные прежде в советских авто плафон освещения салона и радиоприемник.
Еще одна характеризующая время деталь. Для советских военачальников, которые после войны еще долго использовали «Победу» в Западной Европе, была на пять сантиметров уменьшена толщина заднего сиденья, иначе они не могли ездить в машине, не снимая папах.
Конструкция машины была удачной настолько, что многие иностранные фирмы начали повторять отдельные нестандартные технические решения, а английская фирма «Стэндарт» просто скопировала ее.
По советской лицензии ГАЗ М-20 под маркой «Варшава» в течение 23 лет производили в Польше. «Победу» экспортировали не только в страны социалистического лагеря, но и в Западную Европу. Всего же за 12,5 лет с конвейера Горьковского автозавода сошло более 235 тысяч автомобилей М-20. Многие из них и до сих пор на ходу.
Впрочем, новизна технических решений не была единственным достоинством «Победы». Ведь это была одна из первых машин, доступных при определенных ограничениях рядовому потребителю. В первом советском автосалоне в Москве, например, можно было выбирать между «Москвичем-401», который стоил тогда 9 тысяч рублей, и «Победой». Она стоила 16 тысяч. Именно эти машины можно было взять напрокат и в первых появившихся тогда пунктах проката. И это тоже была победа.
Рассказ о «Победе» продолжает корреспондент «Радио России» Николай Мамулашвили.
Мамулашвили: Впервые жители Советского Союза увидели автомобиль «Победа» в знаменитой комедии «Весна» с великой Любовью Орловой в главной роли. «Победа» в картине фигурирует во многих местах, но в начале фильма есть очень красиво снятые кадры, когда автомобиль где-то в центре, в районе Кремля, недалеко от Васильевского спуска заносит на мокром асфальте. Отец рассказывал мне, что он мальчишкой, да и просто автолюбители по несколько раз ходили на этот фильм, чтобы не только полюбоваться Любовью Орловой, но и заодно внимательно рассмотреть новый и очень красивый автомобиль.
В те далекие годы об автомобиле М-20 «Победа» ходило много слухов. Поговаривали о том, что сразу же после войны наши конструкторы просто скопировали некие перспективные разработки то ли «Опеля», то ли БМВ. Но это было не так. Главный конструктор ГАЗа Анатолий Липгарт стал работать на «Победой» еще в 1943 году, когда война была в полном разгаре. И только в июне 1946 года Иосифу Сталину показали два варианта М-20 с 6- и 4-хцилиндровыми двигателями. Шесть цилиндров Сталина не устроили. Расход топлива был слишком большим. Остановились на варианте двигателя с меньшим объемом.
Заминка возникла и с названием автомобиля. Сначала машину хотели назвать «Родиной», но Сталин, пристально поглядев на конструкторов, спросил: «А сколько будет стоить «Родина»? Все промолчали. Тогда директор завода попросил Сталина утвердить название «Победа». Сталин немного подумал и согласился. «Что ж, невелика «Победа», – сказал он, имея в виду габариты машины, – ну, пусть будет «Победа». Еще говорят, что когда Сталин садился в машину, то ударился головой о крышу так, что слетела фуражка. Однако в итоге машину утвердили, правда, крышу пришлось поднять на несколько сантиметров.
Это был первый в СССР автомобиль с несущим кузовом и, пожалуй, первый в мире, не имеющий отдельных крыльев и подножек. Красивый, обтекаемый кузов «Победы» почти без изменений скопировали многие западные фирмы. Машина выпускалась в разных вариантах: седаны, кабриолеты, такси, «кареты скорой помощи». Были даже полноприводные «Победы», не уступавшие по проходимости армейским вездеходам.
А всего за 12 лет было сделано 235 тысяч 999 машин. Примерно столько же выпустили и в Польше. Но польский вариант «Победы» назывался «Варшава».
Сегодня на улицах довольно часто можно встретить «Победу». Несмотря на солидный возраст, «старички» по-прежнему служат своим хозяевам верой и правдой.
Как-то Дмитрий Ломаков, директор Музея автомотостарины, рассказал мне такую историю. В прошлом году на очередной слет старинных автомобилей старик из Хабаровска на своей «Победе» преспокойно добрался до Москвы. Затем он поучаствовал в
Параде "Ретромотор", а после этого укатил к знакомым куда-то на Кубань. А затем на той же «Победе» своим ходом вернулся в Хабаровск. «Каков старик! – воскликнул Ломаков. – Автомобилю почти 60 лет, а он не испугался переезда в несколько тысяч километров, да еще по нашим, не очень хорошим дорогам». А я подумал: «Какой все-таки хороший, надежный и красивый автомобиль М-20 – наша «Победа»!
Пресса и ТВ о "Ломаковском музее старинных автомобилей и мотоциклов"
Назад на главную страницу ( Main page )