"РОДНАЯ ГАЗЕТА" № 35(220), 18 октября 2007 г., полоса 50

 Наталья Ратникова

Тайна трофея Рокоссовского

В первом частном музее старинных автомобилей стоят «на приколе» участники жесткого и великого ХХ века

 20 октября в Москве пройдет традиционный Осенний пробег старинных автомобилей и мотоциклов. По улицам столицы проедут раритеты, многим из которых вторую жизнь вернули лучшие российские мастера реставрационной мастерской Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов.

 

Рокоссовский на «Газели»

Ретро-раритеты, собранные в коллекции Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов в Москве, легендарны – едва ли не с каждым из них связана захватывающая история с участием персон, вошедших в мировую историю. Возвращенные из небытия энтузиастами автомотостарины семьей Ломаковых, шедевры автомобилестроения еще раз вошли в историю – на этот раз кинематографическую, поучаствовав в съемках многих десятков фильмов.

Однажды в гараже собственного дома очень небедных людей мне довелось полюбоваться «Роллс-Ройсом» 1912 года выпуска. У авто было собственное имя, которое присваивалось каждой машине этой марки до 1917 года выпуска, – «Серебристая Газель». По преданию владельцев авто-чуда, на нем маршал Рокоссовский принимал Парад Победы 1945 года на Красной площади. Достоверно неизвестно – так ли это, однако впечатление, произведенное черным гигантом, было невероятным.

В Ломаковском музее, который считается одним из самых необычных музеев Москвы, таких ретролегенд десятки. Надо сказать, что сама история возникновения музея чуть ли не детективная. Начать с того, что с 1917 года это первый частный музей в стране. После многих лет согласований – на создание музея ушло почти 20 лет – его основателю и директору Дмитрию Ломакову удалось получить 1 гектар земли в Москве, рядом с метро «Люблино», под строительство. Автоколлекцию Ломаковых начал собирать отец основателя музея Александр Алексеевич Ломаков. В 1959 году он, тогда мастер ЗИЛа, участвовал в реставрации «Роллс-Ройса» 1916 года, на котором ездил Владимир Ленин, а до него брат Николая II Михаил Романов...

 За несколько десятков лет члены семьи автолюбителей и реставраторов Ломаковых собрали уникальную коллекцию – 120 исторических автомобилей и мотоциклов.

Гордость Геринга

Один из самых драгоценных экспонатов музея – «Horch-853». «Автомобиль года» получил Гран-при на знаменитом Парижском автомобильном салоне в 1935 году. По легенде, этот «Хорьх» принадлежал одному из главарей гитлеровской Германии Герману Герингу. Министр люфтваффе был неравнодушен к стильным, эксклюзивным вещам. Будучи по делам Третьего рейха в Париже и посетив Парижский автосалон, Геринг не мог не приобрести потрясающий «Хорьх» с сафьяновым салоном и отделкой несколькими породами дерева. А в свете его фар видны рыцарские геральдические гербы на щитах. В 1945 году генерал армии, дважды Герой Советского Союза Гусаковский захватил этот автомобиль в качестве трофея в особняке Геринга. Однажды на «Хорьхе» он ехал по Берлину и повстречал маршала Рокоссовского. Тот, пораженный совершенством автомобиля, «экспроприировал» автомобиль у младшего по званию, а 9 мая подарил его своему другу Герою Советского Союза, командовавшему штурмовой авиацией в Прибалтике генерал-лейтенанту Михаилу Самохину. А тот привез трофей в Москву. В 60-х годах автомобиль попал к Ломаковым. Его реставрировали три года, вдохнув вторую жизнь. «Horch-853» – настоящая кинозвезда, снялся в 25 фильмах, среди которых «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Бархатный сезон», «Операция «Кооперация», «Вариант «Омега» и другие. Как памятник культуры охраняется государством и состоит на учете в ЮНЕСКО. 

Подарки для Патриархов 

Руководители Советского государства, провозглашенного атеистическим, патриархов Русской православной церкви одаривать не забывали. Наверное, в глубине души хотели приобрести себе духовную индульгенцию.

 ЗиС-110 1949 года Сталин подарил Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию I. По канонам Русской православной церкви зеленый цвет символизирует жизнь. По большим церковным праздникам патриархи совершают службу в зеленых мантиях – как бы утверждая торжество жизни над смертью. Сталину это было известно, он лично распорядился покрасить авто в этот цвет. За 50 лет верной службы у автомобиля обнаружился лишь один недостаток. Когда на нем прекратили ездить, начал медленно разрушаться руль. Раньше рули делали из специального материала, который от соприкосновения с руками шофера становился прочнее, а в их отсутствие разрушался. 

ГАЗ-13 «Чайка» был изготовлен в 1977 году по указанию Брежнева для Патриарха Московского и Всея Руси Пимена. Дизайн и материал салона «Чайки», по преданию, – от Пьера Кардена. До этого патриарх ездил на японском автомобиле. Брежнев заметил: «Русский патриарх на японской машине – это политически неправильно!» Оба патриарших автомобиля были переданы в коллекцию музея по личному указанию нынешнего Патриарха Алексия II.

 

А теперь – «горбатый»!

«Запорожец-965», так называемый «горбатый», выкрашенный в жизнерадостный ярко-желтый цвет, – «кинозвезда». Он снимался в рекламе пива «Толстяк».

 Приковывает внимание посетителей музея и автомобиль «Антилопа-гну», и никто не догадался бы, что это – самоделка-фантазия в стиле ретро. Ломаковы сами смастерили на основе авто «Форд-зефир» 1939 года такой кабриолет а-ля авто начала ХХ века. Скорость же эта ретро-шутка развивает вполне серьезную – под 100 км/ч. За рулем «Антилопы-гну» сидел грандиозный российский актер Евгений Леонов в своем последнем фильме «Американский дедушка».

 О каждом экспонате музея можно рассказать захватывающую историю. В огромном ангаре Музея старинных автомобилей стоят «на приколе» живые свидетели и участники событий жестокого, страшного и бурного ХХ века. Выглядят они, не в пример современным малолитражным автомобилям, внушительно, солидно, а иногда и зловеще. А в их салонах будто притаились тени забытых героев, изощренных злодеев и низвергнутых вождей.

20 октября в 9 часов вечера колонна ретроавтомобилей и мотоциклов отправится в путь с территории Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов (Краснодарская улица, владение 58). Далее – по Волжскому бульвару, Волгоградскому проспекту и Садовому кольцу. Будут получасовые остановки – у метро «Красные Ворота», «Баррикадная» и у ЦПКиО им. Горького, где пробег и финиширует.

Пресса и ТВ о "Ломаковском музее старинных автомобилей и мотоциклов"


Контакт                  Contact


Назад на главную страницу ( Main page )