ИТАР-ТАСС 18 июня 2002 года

О российском автомобиле "Волга"

Газета "Лос-Анджелес таймс" опубликовала статью своего корреспондента Робина Диксона, присланную из Москвы, в которой говорится: "Эта уникальная спортивная машина, специально спроектированная на заказ и собранная для одного российского мультимиллионера, - черная изящная мечта с классическими европейскими линиями

И все же, когда создатель машины в первый раз вывел ее на улицы Москвы, она привлекала толпы людей, в глазах которых появлялась теплота, а на лицах - улыбки, как при встрече со старым другом. Дизайн этой спортивной машины напоминает контуры "Волги-21", впервые появившейся 45 лет назад, единственного советского автомобиля, который вышел за рамки сухой функциональности и стал воплощением мечты. В Советском Союзе машины были просто средством передвижения, и дизайнеры пекли, как блины, крепкие уродливые коробки на колесах. Но каким-то чудом "Волга-21" вышла за рамки привычного. Никакой другой российский автомобиль не вызывает таких сентиментальных чувств и добрых ассоциаций. "Волги-21", многим из которых 35-40 лет, все еще вызывают добрую улыбку, когда появляются в деревнях Украины и России, прыгают по ухабам на Кавказе и в Центральной Азии, пробираются по горным дорогам в Афганистане и проносятся по Москве. Порождение культуры, которая намеренно избегала культа потребительства, "Волга-21" смогла поразить воображение современников и прожить достаточно долго, чтобы вдохновить новое поколение российских дизайнеров.

- Это была единственная красивая машина, когда-либо созданная в СССР за всю его историю, - утверждает 28-летний Иван Шишкин, один из группы молодых специалистов-автодизайнеров, которых старая модель "Волги-21" вдохновила на создание римейка для российского магната мобильной связи Дмитрия Зимина. Они придали ей более спортивный вид, сохранив старые габаритные фары, поставив мотор от "БМВ", и назвали ее "Волга-12".

Описывая "Волгу-21", которая стала источником вдохновения для его команды, Шишкин сказал, что она была "единственной хорошей машиной, какую когда-либо мог купить средний советский гражданин. Эта машина стала объектом всеобщего поклонения". Зимин - глава "Вымпелкома", первой российской компании, зарегистрированной на Нью-Йоркской фондовой бирже. В его большой коллекции машин - два "Бентли" и "Волга-21". 

Дмитрий Ломаков, который руководит московским клубом любителей "Волги-21", фанатик и знаток мелочей, ассоциирующихся с этим старым автомобилем. Он считает, что она является символом семейной жизни для старых членов клуба. Одна пожилая женщина приводит своего внука, чтобы он повозился с семейной "Волгой-21", принадлежавшей ее покойному мужу.

- Для них это как домашнее животное, - пояснил Ломаков,
стоя в огромном дворе, заставленном ржавыми, побитыми "Волгами", которые принадлежат членам клуба.

- "Волга" - это мое детство, - говорит Юрий Максимов, 33-летний член клуба ГАЗ-21 (секция при клубе "Ретромотор"), у которого две "Волги-21". - Мой отец жил ради этой машины. А когда мне было 5 или 6 лет, он даже давал мне порулить. Это была самая большая и лучшая машина из всех.

73-летний сосед Максимова Геннадий Кубрин живет в собственном призрачном мире. Но, когда он видит Максимова за рулем "Волги-21", приходит в восторг. Кубрин купил такую машину, когда ему было 30 лет, но в конце концов ему пришлось продать любимый автомобиль год назад, потому что было негде его держать.

- Когда я въезжаю на "Волге" во двор, он подходит и просит разрешения просто посидеть в моей машине, - говорит Максимов о соседе. - Старик посидит там минут пять, переносясь в прошлое, а потом уходит.

Софья Ландау, 54-летний профессор Московского авиационного института, водит "Волгу" с начала 80-х. Люди часто подходят к ее машине и задают множество вопросов.

- Я люблю ее как живого человека, - говорит она. - Она связана с теплыми воспоминаниями о чудесных поездках в деревню, когда дочь была маленькой. Я бы сказала, что эта машина была воплощением возрождения России из пепла Второй мировой войны.

Художник Антон Смирнский еще пять лет назад не умел водить машину, пока не увидел ярко-розовую "Волгу-21".

- В тот момент, когда я увидел ее, я понял, что хочу ее иметь. Ее формы, линии, обводы и, конечно, фантастический цвет. Я храню ее как предмет искусства. Управлять ею - это все равно что плавать на чудесном корабле.

- Эта машина символизирует все лучшее, что у нас было в прошлом, - считает 33-летний Анатолий Михайлов, который разрабатывал "Волгу-12" для Зимина. - Все воспоминания детства и юности связаны с ней. Поэтому мы решили сделать римейк.

"Волга-21" была доступна только советской элите: профессорам, ученым, директорам, судьям, офицерам КГБ. У самой первой модели "Фестиваль" на решетке была 8-дюймовая советская звезда и статуэтка оленя в прыжке на капоте - это было первое, что обычно воровали. Производство было прекращено в 1969 году, хотя и тогда было много желающих купить этот автомобиль. Это привело к созданию самодельных моделей, собиравшихся из запчастей до середины 70-х. Была еще одна модель - "Волга-23-23", прозванная "Поймай меня", потому что на ней устанавливался мотор от советских лимузинов "Чайка". Ее использовали сотрудники КГБ, министры правительства, которые хотели смешаться с массами, но ездить быстрее.

- В Советском Союзе была очень жесткая иерархия, и это особенно касалось автомобилей, - рассказал Ломаков, руководитель клуба. - Партийные работники, которым по должности не полагалась "Чайка", пытались заполучить "Волгу-23-23" или модифицировали свои "Волги", поставив мотор от "Чайки". Всегда можно было найти механика, который практически даром сделает это.

"Волгу-21" в варианте фургона, на базе которого выпускались "скорая помощь" и такси, прозвали "амбаром" за просторность ее салона. Но даже седан внутри был большим. Можно было откинуть сиденье, чтобы сделать кровать. Ландау и ее семья, путешествуя в машине, иногда останавливались на ночлег в чистом поле. Михайлов и его партнер Шишкин представляют новое поколение российских дизайнеров, стремящихся к совершенству. Они намерены опровергнуть типичное представление о российском автомобиле как функциональном, но уродливом и ненадежном. Стремясь угодить запросам богатых, Михайлов и Шишкин делают единственные в своем роде машины на заказ, но никогда не занимаются массовым производством. "Волга-12" была их первенцем, но они разрабатывают и несколько других моделей. Подвергнув "Волгу-12" суровым испытаниям, российский автожурнал "Авторевю" дал ей очень высокую оценку: "давление велико, но она идет как по рельсам", "это страшно, но она не переворачивается".

- "Волга-21", - говорит Ломаков, - нелегка в управлении. Она больше похожа на корабль, чем на автомобиль.

Когда Михайлов вывел новую "Волгу" на улицы, русские увидели нечто старое и знакомое в современном респектабельном воплощении. День был солнечным, и он ехал на машине по кольцевой дороге со скоростью 180 миль.

- Интересно было наблюдать за реакцией людей. Казалось, что они увидели НЛО, - вспоминает он. - Все смеялись, улыбались. Я испытывал ни с чем не сравнимое чувство.

Михайлов и Шишкин считают свою "Волгу-12" не средством передвижения и даже не объектом культа, а произведением искусства".


Пресса и ТВ о "Ломаковском музее старинных автомобилей и мотоциклов"


Контакт                  Contact


Назад на главную страницу ( Main page )