ИТАР-ТАСС 18 июня 2002 года
О российском автомобиле "Волга"
Газета "Лос-Анджелес таймс"
опубликовала статью своего корреспондента
Робина Диксона, присланную из Москвы, в
которой говорится: "Эта уникальная
спортивная машина, специально
спроектированная на заказ и собранная для
одного российского мультимиллионера, -
черная изящная мечта с классическими
европейскими линиями
И все же, когда создатель машины в первый
раз вывел ее на улицы Москвы, она привлекала
толпы людей, в глазах которых появлялась
теплота, а на лицах - улыбки, как при встрече
со старым другом. Дизайн этой спортивной
машины напоминает контуры "Волги-21",
впервые появившейся 45 лет назад,
единственного советского автомобиля,
который вышел за рамки сухой
функциональности и стал воплощением мечты.
В Советском Союзе машины были просто
средством передвижения, и дизайнеры пекли,
как блины, крепкие уродливые коробки на
колесах. Но каким-то чудом "Волга-21"
вышла за рамки привычного. Никакой другой
российский автомобиль не вызывает таких
сентиментальных чувств и добрых ассоциаций.
"Волги-21", многим из которых 35-40 лет, все
еще вызывают добрую улыбку, когда
появляются в деревнях Украины и России,
прыгают по ухабам на Кавказе и в
Центральной Азии, пробираются по горным
дорогам в Афганистане и проносятся по
Москве. Порождение культуры, которая
намеренно избегала культа потребительства,
"Волга-21" смогла поразить воображение
современников и прожить достаточно долго,
чтобы вдохновить новое поколение
российских дизайнеров.
- Это была единственная красивая машина,
когда-либо созданная в СССР за всю его
историю, - утверждает 28-летний Иван Шишкин,
один из группы молодых специалистов-автодизайнеров,
которых старая модель "Волги-21"
вдохновила на создание римейка для
российского магната мобильной связи
Дмитрия Зимина. Они придали ей более
спортивный вид, сохранив старые габаритные
фары, поставив мотор от "БМВ", и назвали
ее "Волга-12".
Описывая "Волгу-21", которая стала
источником вдохновения для его команды,
Шишкин сказал, что она была "единственной
хорошей машиной, какую когда-либо мог
купить средний советский гражданин. Эта
машина стала объектом всеобщего поклонения".
Зимин - глава "Вымпелкома", первой
российской компании, зарегистрированной на
Нью-Йоркской фондовой бирже. В его большой
коллекции машин - два "Бентли" и "Волга-21".
Дмитрий Ломаков, который руководит
московским клубом любителей "Волги-21",
фанатик и знаток мелочей, ассоциирующихся с
этим старым автомобилем. Он считает, что она
является символом семейной жизни для
старых членов клуба. Одна пожилая женщина
приводит своего внука, чтобы он повозился с
семейной "Волгой-21", принадлежавшей ее
покойному мужу.
- Для них это как домашнее животное, -
пояснил Ломаков, стоя в огромном дворе,
заставленном ржавыми, побитыми "Волгами",
которые принадлежат членам клуба.
- "Волга" - это мое детство, - говорит
Юрий Максимов, 33-летний член клуба ГАЗ-21 (секция
при клубе "Ретромотор"), у которого две
"Волги-21". - Мой отец жил ради этой
машины. А когда мне было 5 или 6 лет, он даже
давал мне порулить. Это была самая большая и
лучшая машина из всех.
73-летний сосед Максимова Геннадий Кубрин
живет в собственном призрачном мире. Но,
когда он видит Максимова за рулем "Волги-21",
приходит в восторг. Кубрин купил такую
машину, когда ему было 30 лет, но в конце
концов ему пришлось продать любимый
автомобиль год назад, потому что было негде
его держать.
- Когда я въезжаю на "Волге" во двор, он
подходит и просит разрешения просто
посидеть в моей машине, - говорит Максимов о
соседе. - Старик посидит там минут пять,
переносясь в прошлое, а потом уходит.
Софья Ландау, 54-летний профессор
Московского авиационного института, водит
"Волгу" с начала 80-х. Люди часто
подходят к ее машине и задают множество
вопросов.
- Я люблю ее как живого человека, - говорит
она. - Она связана с теплыми воспоминаниями
о чудесных поездках в деревню, когда дочь
была маленькой. Я бы сказала, что эта машина
была воплощением возрождения России из
пепла Второй мировой войны.
Художник Антон Смирнский еще пять лет назад
не умел водить машину, пока не увидел ярко-розовую
"Волгу-21".
- В тот момент, когда я увидел ее, я понял, что
хочу ее иметь. Ее формы, линии, обводы и,
конечно, фантастический цвет. Я храню ее как
предмет искусства. Управлять ею - это все
равно что плавать на чудесном корабле.
- Эта машина символизирует все лучшее, что у
нас было в прошлом, - считает 33-летний
Анатолий Михайлов, который разрабатывал
"Волгу-12" для Зимина. - Все воспоминания
детства и юности связаны с ней. Поэтому мы
решили сделать римейк.
"Волга-21" была доступна только
советской элите: профессорам, ученым,
директорам, судьям, офицерам КГБ. У самой
первой модели "Фестиваль" на решетке
была 8-дюймовая советская звезда и
статуэтка оленя в прыжке на капоте - это
было первое, что обычно воровали.
Производство было прекращено в 1969 году,
хотя и тогда было много желающих купить
этот автомобиль. Это привело к созданию
самодельных моделей, собиравшихся из
запчастей до середины 70-х. Была еще одна
модель - "Волга-23-23", прозванная "Поймай
меня", потому что на ней устанавливался
мотор от советских лимузинов "Чайка".
Ее использовали сотрудники КГБ, министры
правительства, которые хотели смешаться с
массами, но ездить быстрее.
- В Советском Союзе была очень жесткая
иерархия, и это особенно касалось
автомобилей, - рассказал Ломаков,
руководитель клуба. - Партийные работники,
которым по должности не полагалась "Чайка",
пытались заполучить "Волгу-23-23" или
модифицировали свои "Волги", поставив
мотор от "Чайки". Всегда можно было
найти механика, который практически даром
сделает это.
"Волгу-21" в варианте фургона, на базе
которого выпускались "скорая помощь" и
такси, прозвали "амбаром" за
просторность ее салона. Но даже седан
внутри был большим. Можно было откинуть
сиденье, чтобы сделать кровать. Ландау и ее
семья, путешествуя в машине, иногда
останавливались на ночлег в чистом поле.
Михайлов и его партнер Шишкин представляют
новое поколение российских дизайнеров,
стремящихся к совершенству. Они намерены
опровергнуть типичное представление о
российском автомобиле как функциональном,
но уродливом и ненадежном. Стремясь угодить
запросам богатых, Михайлов и Шишкин делают
единственные в своем роде машины на заказ,
но никогда не занимаются массовым
производством. "Волга-12" была их
первенцем, но они разрабатывают и несколько
других моделей. Подвергнув "Волгу-12"
суровым испытаниям, российский автожурнал
"Авторевю" дал ей очень высокую оценку:
"давление велико, но она идет как по
рельсам", "это страшно, но она не
переворачивается".
- "Волга-21", - говорит Ломаков, - нелегка
в управлении. Она больше похожа на корабль,
чем на автомобиль.
Когда Михайлов вывел новую "Волгу" на
улицы, русские увидели нечто старое и
знакомое в современном респектабельном
воплощении. День был солнечным, и он ехал на
машине по кольцевой дороге со скоростью 180
миль.
- Интересно было наблюдать за реакцией
людей. Казалось, что они увидели НЛО, -
вспоминает он. - Все смеялись, улыбались. Я
испытывал ни с чем не сравнимое чувство.
Михайлов и Шишкин считают свою "Волгу-12"
не средством передвижения и даже не
объектом культа, а произведением искусства".
Пресса и ТВ о "Ломаковском музее старинных автомобилей и мотоциклов"
Назад на главную страницу ( Main page )