"Бизнес". № 208 (592) от 03 ноября 2006 г.
НИКОЛАЙ ФОХТ
Ретроалтарь
ЧАСТНЫЙ МУЗЕЙ
Реставрация одного старинного музейного автомобиля стоит от 300 тыс. до 700 тыс. руб.
Дмитрий Ломаков, директор одноименного музея старинных автомобилей и мотоциклов, - безусловно, удивительный человек. По нынешним временам, просто нереальный. Почти мифический. Самостоятельно взваливший на себя ношу, предварительно эту ношу придумав и реализовав. Первый в России частный музей - серьезное и достаточно громоздкое предприятие. Чтобы обеспечить функционирование этого предприятия, Ломаков тратит, как я понял, все свое время - не свободное, а вообще все.
С
точки зрения извлечения прибыли это дело
неблагодарное заведомо - по определению и
по закону. Но детище семьи Ломаковых
требует настоящего бюджета- живого,
серьезного. Музей сам зарабатывает деньги
на себя (на продаже билетов) плюс
предоставляет ряд сервисов, пополняющих
бюджет. И, разумеется, привлекает спонсоров,
инвесторов и т. д. Точнее, старается
привлекать… Как бы то ни было, Ломаковка
живет, принимает посетителей, радует
знатоков и детей с 1999 года.
Цена раритета
Ломаковский музей- в Марьино… Или в Люблино…
В общем, недалеко от метро "Люблино", на
Краснодарской улице. Рядом - торговый
комплекс "Москва", совсем под боком-
кафе "Минутка". Говорят, место хорошее-
Т-образный перекресток, все такое. Наверное.
Хорошая ограда, охранник. Потом и Дмитрий
Ломаков появляется.
…Мы прошлись еще раз по музею и территории,
которая музею принадлежит. Если бы мы не
беседовали пару часов перед этим, если бы
Дмитрий не рассказал про все, я бы сказал:
хаос. Но теперь, когда уже многое знал,
смотрел на эту территорию другими глазами -
виделась мне чрезвычайно сложная
конструкция, как бы частично замороженный
объект, заархивированная экспозиция,
готовая развернуться в любое удобное время.
А почему прямо сейчас неудобное? Ну, вот об
этом мы и говорили с Дмитрием Ломаковым.
- Дмитрий, что сегодня представляет собой
музей как предприятие? - Сегодня в музее
работают три человека, включая меня.
Должность билетера совмещена с должностью
смотрителя зала. Зарплата - около 5 тыс. руб.
Разумеется, приходится выполнять и другие
функции: дворником быть, например.
- Справедливости ради надо сказать, что цена
входного билета - 100 руб. для взрослого и 50
руб. для ребенка- достаточно высока. С
учетом того, что помещение не отапливается (осенью
и зимой это, в общем, проблема), нет буфета,
нет каких-то обычных для государственного,
например, музея вещей.
Не
отпугивает это посетителей? - А я не считаю,
что цена высокая. Хотя бы потому, что доход
от продажи билетов покрывает стоимость не
всех даже коммунальных услуг -
электричество, водопровод и телефон, а на
отопление уже, скажем, нету.
- А от билетов какой доход? - За несколько лет
наблюдаю такую статистику: в среднем 10-20
посетителей в день.
Месячный доход колеблется от 20 тыс. до 28 тыс.
руб. Но кроме коммунальных услуг, вы
понимаете, еще масса есть потребностей у
музея. Кроме поддержания этого 500-метрового
зала, первого из десяти по проекту, нужны
средства на развитие, на благоустройство.
Все это деньги, которые надо найти, надо
заработать - от государства, от города мы
ничего, ни копейки не получаем. Вон, дорожку
до входа недавно забетонировал- обошлось в
9,5 тыс. руб. Чтобы музей полностью
формировал бюджет от продажи билетов, они
должны стоить не 100, а 700 руб. Ито на все не
хватит. Мировой опыт подтверждает: нет
рентабельных музеев, ни частных, ни
государственных. Даже самые успешные, самые
богатые музеи работают без плюса. Я
переписывался с крупнейшими
автомобильными музеями мира- там есть
пожертвования, гранты, там есть возможность
устраивать специальные акции. У меня
элементарно нет средств, чтобы поставить
одного человека у входа, организовать
ресепшн для подобных акций. Чтобы с каждым
посетителем можно было работать. Музей в
финансовом смысле - это черная дыра. То есть
даже если собирать по 700 руб. за билет, этого
мало. Наш музей уникальный, я бы даже сказал,
академический: тут не просто старинные
автомобили - детали в выставочных
экземплярах аутентичные. По нашим
экспонатам можно изучать историю
автотехники, вообще развитие
конструкторской мысли первой половины XX
века. Так вот, реставрация одного
старинного музейного автомобиля стоит от 300
тыс. до 700 тыс. руб. И отремонтированный
автомобиль нужно поддерживать в хорошем
состоянии.
- Сколько экспонатов в музее? - 50 автомобилей
и мотоциклов - под крышей. И около 150
старинных автомобилей на открытой площадке.
И еще по сараям и гаражам по всей Москве
штук 50-60 особо ценных машин, которые на
улице совсем хранить нельзя.
- Дмитрий, а вы можете оценить стоимость
коллекции? - Даже не буду разговаривать на
эту тему. Я серьезно отношусь к своей
коллекции. Она вся целиком состоит на
госучете как памятник истории и культуры. У
нас есть такие автомобили, которым
позавидует любой автомобильный музей:
Мерседес-Бенц 540 СКЛ 1936 года - двухместный
шестиметровый кабриолет, выпущенный в
единственном экземпляре, - вероятно, самый
ценный "Мерседес" в мире; Хорьх-853,
ставший автомобилем года Парижского салона
1935 года, по легенде, принадлежавший Герману
Герингу; МерседесБенц-540 К 1935 года,
обслуживавший Йозефа Геббельса; Мерседес-Бенц-320
1939 года, обслуживавший семью Мартина
Бормана; "царь-автомобиль" ЗиС-110 в
родной краске, подарок Сталина Алексию
Первому, и еще много, действительно много
раритетов. Как их оценить? В Третьяковке
ведь не будут всерьез оценивать экспонаты?
Нет, это пустой разговор.
- Дмитрий, ну и что же делать? Сколько нужно
тратить в идеале на ваше такое
некоммерческое предприятие? - С учетом того,
что в музее предполагается еще 10 залов, штат
должен быть человек 20. Зарплата, чтобы не
эксплуатировать энтузиазм людей, - 9 тыс. руб.,
скажем. Освещение, обогрев и прочие
коммунальные платежи плюс благоустройство
территории- это 100-150 тыс. руб. А если еще и
поддерживать экспонаты в хорошем состоянии
и вкладывать деньги в реставрацию и
пополнение коллекции… Минимум 200 тыс. руб. в
месяц. В обрез, на самое необходимое. А по-хорошему
на обслуживание планируемых четырех
помещений музея нужно 450 тыс. руб. в месяц. Но
ведь эти новые помещения надо еще построить!
- И каков размер инвестиций? - Нужно $1,5 млн,
чтобы построить все необходимые сооружения
и закончить проект, вывести его на рабочие
мощности.
- Вы считаете, это возможно? - Когда в 1987 году
я задумал музей, отец, который начал
собирать эту коллекцию, сказал, что сделать
такой музей даже теоретически невозможно -
в нашей стране. А вот музей есть.
- Но, если не ошибаюсь, прошло 19 лет.
- Это точно. У нас очень богатая страна, если
она может себе позволить, чтобы я почти 20
лет боролся с чиновниками, а не собирал
редкие машины, в чем действительно мое
призвание.
Пауза для
справки:
Действительно, Дмитрий Ломаков
придумал музей в 1987 году. А саму коллекцию
начал собирать отец Ломакова еще в конце 50х
годов прошлого века. А с 13 лет и Дмитрий свою
коллекцию начал собирать. Сначала Дмитрий
пытался получить под музей здание бывших
интендантских складов на Зубовском
бульваре и вступил в переписку еще с
коммунистическим начальством столицы, с
товарищем Зайковым, в частности.
Непреклонный Зайков ответил на идею
Ломакова с большевистской прямотой: "А вы
в металлолом сдайте ваши старинные машины,
и проблема с их сохранением отпадет".
Дмитрия это не остановило, он писал всем
московским руководителям - Ельцину, Попову,
Лужкову… Лужков наконец откликнулся -
Ломаков рассказал анекдотическую историю.
Прообраз музея в гараже у Хлебозаводского
проезда посещали иностранцы, про
уникальные ломаковские машины много писали
в западной прессе. Так вот, по словам
Дмитрия, во время первого официального
визита Лужкова в Штаты прямо в аэропорту
едва ли не вторым вопросом был: "А как там
у вас в Москве коллекция Ломакова?" Мэр
как-то выкрутился с ответом, а уже по
приезде навел справки, разобрался и
начертал на очередном письме Ломакова
исторические слова: "Быть в Москве музею
автотехники". Факсимиле этой резолюции
воспроизведено на мемориальном камне у
входа в нынешний музей. В общем, в 1996 году за
музеем был зарезервирован участок в 1
гектар в Люблино… или в Марьино… Короче
говоря, там, где он сейчас и расположен.
Летом 1999-го заложили памятный камень,
осенью того же года музей зарегистрирован
как учреждение культуры, как первый в
стране частный музей. Свидетельство о
собственности на землю под музей Ломаков
получил только в 2000 году. Параллельно
работал пробник - прообраз музея - в одном
ломаковском гараже на Хлебозаводском
проезде. По словам Ломакова, его, этот мини-музей,
за пять лет, с 1999 по 2004 год, пока наконец
открылся музей главный, посетили более 40
тыс. человек. По-моему, это много.
Вечный бой
У Дмитрия Ломакова есть и бизнес-история - а
как же! После армии, в 1989 году, Дмитрий (сам
спортсмен и тренер) организовал спорт клуб
"Самбо" и первый в России женский
боксерский клуб "Русские медведицы".
План был сумасшедший: провести матч США -
Россия между двумя женскими командами по
боксу. Интерес проявлял промоутер Майка
Тайсона, Ломаков переписывался с матерью
Сталлоне - я так пронимаю, она большой
человек в мире бокса, особенно женского. Как
бы там ни было, этот самый промоутер был
настроен серьезно. Дело было на мази,
требовалась только видеозапись боев наших
девушек. Был организован под это дело
первый всероссийский чемпионат по женскому
боксу- на нем и предполагалось сделать эту
важную запись. Турнир прошел успешно, все
было замечательно, кроме одного: на видео не
сняли. Дмитрий разозлился тогда - его
произошедшее потрясло. По скромным
подсчетам, клуб мог заработать $1 млн. И
подвел хороший приятель, армейский дружок.
Просто не записал- с девушкой загулял что ли…
И не предупредил, что не сумел организовать
съемку, сказал только через пару дней после
турнира. Ломаков плюнул, продал, как он
утверждает, за бесценок клуб и с головой
ушел в создание музея - историю еще более
безнадежную, чем женский бокс с Америкой.
Остальные составляющие
Кроме скромной спонсорской поддержки (установки
компьютеров, факса, вот я знаю, что одна
компания бесплатно установила окна в музее)
Ломаков зарабатывает- на тех же машинах.
Сдает их в аренду для съемок в кино (больше
100 кинофильмов), предоставляет красивые
свои автомобили, большинство из которых на
ходу, для свадеб и корпоративных праздников.
Стоимость аренды - от $50 до $200 в час.
- К сожалению, этот, казалось бы, выгодный
бизнес не может прокормить музей. Для меня
это дико, но люди заказывают на праздники не
уникальные машины, а стандартные, как они
думают, лимузины. На самом деле эти очень
длинные автомобили называются "стрейчи".
Но когда свадьба на нашей машине приезжает
куда-нибудь на смотровую площадку, все
сбегаются сфотографироваться на фоне
нашего автомобиля. И все говорят одно и то
же: как нам в голову не пришло заказать
такую машину! И аренда этих уникальных
автомобилей не дороже аренды "стрейчей"…
В общем, этот бизнес не очень-то и
прибыльный: четыре-пять заказов за год.
- Не может быть.
- Именно так. Еще Дмитрий Ломаков на базе
музея консультирует автолюбителей старины.
Цены тоже, прямо скажем, приемлемые- 1000 руб.
по мотоциклам, 1500 руб. по автомобилям. И все
заработанное вбухивается в музей.
- Мне вообще повезло: дешево купил металл
для конструкций здания музея. Все
строительство обошлось примерно в $70 тыс. Но
на это ушло семь лет и все мои накопления,
вообще все накопления моей семьи. Я понимаю:
ждать столько же, пока построятся остальные
залы музея, я не могу. Поэтому сегодня у меня
новая тактика: я ищу девелопера или
инвестора, который бы мог построить на этом
месте многоэтажку. Тут по Генплану Москвы
может быть возведено 33-этажное здание,
которое станет архитектурной доминантой
округа. Мой план таков: общая площадь
предполагаемой застройки - 15 тыс. кв. м.
После окончания строительства я передаю
девелоперу в долгосрочную аренду или в
собственность 50% всех площадей. Половина
музею, как и по плану. Другого выхода
сегодня не вижу. Музейное дело - жестокое
дело. Даже не черная дыра, а Кинг-Конг,
требующий жертв. Дело хорошее, но дорогое и
неблагодарное. Для того, кто им занимается.
Дмитрий Ломаков пошел на эту жертву.
Самоотверженно кидая в эту топку не только
деньги, но и время, можно сказать, даже жизнь.
Безусловно, мне, во всяком случае, это
совершенно ясно, с такими организаторскими
способностями, с таким упрямством и умением
добиваться невозможного Ломаков мог бы
руководить любой компанией, которая
приносила бы прибыль. А может быть, и не мог
бы - потому что он выбрал бизнес наоборот,
бизнес, производящий убытки. С точки зрения
традиционного бизнеса. А с точки зрения
дела, дела всей жизни, Ломаков сделал
правильный выбор. Выгода тоже не всегда
деньгами измеряется. Хотя без денег все
равно не обойтись.
Пресса и ТВ о "Ломаковском музее старинных автомобилей и мотоциклов"
Назад на главную страницу ( Main page )