МОСКОВСКАЯ СРЕДА № 37 (143), 5 - 11 октября 2005

 След в истории... 

Александр АСТАФЬЕВ 

 МУЗЕЙ – НЕ ТОЛЬКО СРЕДОТОЧИЕ ПРЕДМЕТОВ СТАРИНЫ, НО И СВИДЕТЕЛЬСТВО ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СОВРЕМЕННИКОВ

 ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ РЕТРОГРАДЕ

Кто бы подумал: на одной стоянке припаркуются однажды «Мерседес» Геббельса, «Хорьх» Геринга, ЗИС патриарха Алексия Первого и «Чайка» другого патриарха Пимена, ГАЗ-АА - знаменитая полуторка, «Опель Капитан» Рокфеллера-младшего и много других именитых машин.

Ломаков Дмитрий Александрович коллекционер старинных машин и мотоциклов, директор и создатель Ломаковского музеяСтоянка эта - теперь вечная - под высокими сводами ангара с белоснежными стенами.

Снаружи крупными красными буквами надпись: «Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов». У входа на стуле сидит человек, крепкий, скуластый, с ранней сединой. Это хозяин музея Дмитрий Ломаков.

Приходящим сюда стайкам молодежи с банками пива и пепси-колы (групповые экскурсии) он объясняет, кем были Геринг и Геббельс. И что любимым занятием Рокфеллера-младшего было коллекционирование новых тогда машин. Но потом Рокфеллера-сына съели людоеды на одном из островов Полинезии, там, где потерпел аварию его самолет. И Рокфеллер-отец в горе распродал машины...

Здесь, в музее, что ни машина (а их в коллекции 120, а в экспозиции около 40) - история... И собирала их семья Ломаковых много лет, с 1960-х: отец Александр Алексеевич, мать Надежда Федоровна, брат Александр, а с конца 1970-х и сам Дмитрий...

В детстве у Димы почти не было игрушек - все деньги тратились отцом на «железки». Соседские ребятишки утят разных, кораблики в ванне пускали, а он стёкла старинных подфарников.

Первым в семье «заболел» машинами отец - Александр Алексеевич. Работал он тогда на ЗИЛе художником-оформителем и в 1959 году попал в группу реставраторов ленинского Роллс-Ройса «Силвер хост», который отыскали где-то в Керчи. Тогда-то Ломаков-старший и попал в патентную библиотеку, где хранилась техническая документация на зарубежные иномарки. Несколько вагонов этих бумаг вывезли в Москву после победы над Германией. Из них он узнал, что машина, которой он недавно владел и которую по настоянию друзей продал, - уникальный, бесценный раритет. Александр Алексеевич от досады рвал на голове волосы. Дело в том, что как-то по случаю и недорого в середине 1950-х купил он приглянувшуюся машину - «Хорьх 853А».  Красивая машина с плавными линиями - последний писк дизайнерской мысли 1930-х годов, но старомодная. Принадлежала она раньше летчику-асу, маршалу авиации Покрышкину, который привез ее из Германии, поездил от души по России-матушке и продал Александру Алексеевичу. Но несколько раз застрял на тяжеленной машине и продал её. И купил модный «москвич». И вот, роясь в монбланах документов, он осознал легкомысленность своего поступка. «Роллс-Ройс» к очередной ноябрьской годовщине установили в музее Ленина, а Ломаков... бросился на поиск проданного «Хорьха». ...Обнаружил он его на колхозном поле перевозившим птичий навоз: нужда колхозная подтолкнула местных жителей переделать машину в трактор. Задняя часть обрезана, выкинуты мосты и двигатель... Утрата казалась невосполнимой. С тяжелым чувством вернулся Ломаков в Москву, в комнату заводского общежития. Не знал, что судьба еще раз улыбнется ему. 

В 1968 году в комиссионке, на Спартаковской площади, на глаза попался «Хорьх-853» с длинным капотом, откидным верхом, кожаными сиденьями, но... в плохом состоянии. Ломаковы не раздумывая купили его на последние деньги - за 686 рублей 10 копеек. Несколько зарплат!

Тот показал новую диковинку друзьям, с которыми любил иногда попить пивка где-нибудь на природе. Друзья-то все при новых тогда машинах: «волгах», «победах», «москвичах», как сказали бы сейчас - продвинутые - восторгов Ломакова-старшего не разделили. «Не езди ты к нам на этой развалюхе, не позорь»... Продал в сердцах Александр Алексеевич «развалюху» Представьте: комната в общежитии, на руках грудной ребенок - и железная развалина, съедающая свободное время и деньги. Три года «мусолили» машину Ломаковы. Надежда Федоровна восстанавливала передние крылья, Александр Алексеевич возился с двигателем. К началу реставрации «Хорьха» в семье Ломаковых родился и младший сын Дмитрий.

- Отец бросил все, работал кое-где, лишь бы оставалось время на машины, - вспоминает Ломаков-младший. - Хорошо помню двор своего детства, на Сивашской улице возле Москворецкого рынка, огромный, покрытый травой с редкими деревьями и сеткой ограждения, за которой ютились старенькие отцовские ЗИСы, полуторка, газики...

Иногда на День Победы отца приглашали куда-нибудь. Устраивали народные гулянья, и тут мужик в военной форме 40-х на полуторке... Ветераны пускали слезу, вспоминали войну. Но ни известность отца (он снимался во многих фильмах вместе с машинами), ни попытки подладиться к власти (всякий раз откликался на просьбы приехать на праздники, даже клуб подростковый затеял, где обучал ребят профессии реставратора) - ничто не спасло. Подъехал однажды бульдозер и смахнул ограждения вместе с лозунгом «Чудаки украшают мир». Этот лозунг у меня в музее, - Ломаков-младший кивнул куда-то в угол...

- Вообще мы считались семьей местных дурачков. Люди жили обычной жизнью: пили пиво в подворотнях, выступали на собраниях, ездили отдыхать в Крым, а мы драили очередную железку. На улице то и дело слышишь - «плюшкины идут». А я теперь уверен, что занимаюсь настоящим мужским делом! Ломаков-младший решительно рубанул рукой воздух.

Идея создать собственный музей пришла Дмитрию Ломакову в 1987 году, когда он вернулся из армии. Через год после начала создания музея, попала ему в руки книга про профессора Цветаева, основателя Музея изящных искусств в Москве. У Цветаева ушло на музей четверть века. «А я сделаю за три года!» - с юношеским задором заявил Дмитрий родителям.

-  Тебе учиться надо! - урезонивала мать.

-  Не получится автомотомузей в нашей стране – даже теоретически это невозможно! Не дадут бюрократы, обыватели и завистники! – говорил отец.

Он пробовал учиться: после армии поступил сразу в два вуза - Институт электронного машиностроения и МИФИ. Но проучился недолго. «Три года жизни тратить на общеобразовательные предметы не согласен, - заявил Дима, забирая документы. Почему в Гарварде можно сразу осваивать профессию, а у нас нельзя? Я еще в 8-м классе школы паял электронные схемы, которые здесь  на третьем курсе только начинают изучать...»

Ломаков-младший сделал открытие: миром правят недоучки. Он стучит кулаком по колену: «Стандартное образование штампует стандартное мышление»... И уже, как бы оправдываясь: «Еще Ленин говорил: 90 процентов образования - это самообразование».

И тут я ловлю себя на мысли, что, если бы покатился Дима по проторенной стежке-дорожке: школа, техникум, армия, институт, аспирантура, - не было бы у нас Ломаковского музея...

- Думал - все просто: покажу властям коллекцию, власти помогут, найдутся спонсоры. Но официальные ответы пестрели перлами: «Отправьте все в металлолом, на переплавку!» И это не издевка - тогда так властители думали...

Однажды Горбачев заглянул в гараж, где хранились бронированные ЗИЛы Брежнева. «Чтоб я их больше не видел!..» И машины пустили в переплавку. Уцелело лишь сиденье, которое умыкнул рабочий, понимавший, что уничтожают раритеты. Теперь оно в Ломаковском музее. С виду неприглядное, потертое. Но хозяин в восторге: «Кожа - самая дорогая в мире - сафьян опоек. Чтобы изготовить его, теленка опаивают молоком до забоя...»

...Долгое время музейчик существовал в самом большом ломаковском гараже на Хлебозаводском проезде.

Туда заезжали и высокие иностранные гости: ведь экспонаты штучные, некоторые - единственные в своем роде, на учете ЮНЕСКО... Почти десять лет Ломаковы добивались землеотвода для строительства музея. Наконец зарезервировали участок вблизи станции метро «Люблино». Надо строить, а на что? Помогли, правда, архитекторы Аветисян и Теримязев - бесплатно сочинили проект Ломаковки: кольцо белоснежных зданий с широкими окнами. В центре башня с флагштоком, целый город, из которого удалось построить один только корпус, да и то окна смог поставить только с помощью немецких и бельгийских предпринимателей - наши жадные и недальновидные все, оказалось. Есть свет, но нет отопления и воды.

- Первые машины переехали сюда в 2004 году, когда и стекол не было, вспоминает Дмитрий. - Они, как люди, тоже переживали за свою судьбу: чувствовали себя плохо, запертые в гаражах. Эти железки живые...

- Почему-то все думают, что коллекцию собирал папа, а я лишь пожинаю лавры. Но как коллекционер я состоялся, купив в свою собственную коллекцию, в конце 1994 года «чайку» Патриарха Всея Руси Пимена. Правда, и стоила она мне тогда не дешево.

Не заканчивал Дима институтов, уже понимал: покупать раритет нужно тогда, когда цена его минимальна. Вот и патриаршая «чайка» так куплена - пусть и на последние гроши. Но Ломаков сознавал, что не просто машину покупает, а национальную гордость. И когда-то и ее оценят...

Как-то начальник патриаршего гаража сообщил по секрету, что в Переделкино - летней резиденции патриарха - в оранжерее стоит ЗИС-110, подарок Сталина патриарху Алексию I за вклад Русской православной церкви в разгром немецко-фашистских захватчиков...

- Осмотр машины производился отцом, мной и братом - одним из лучших российских реставраторов. Взял их с собой для консилиума. Было ясно - надо спасать машину. В оранжерее сыро, влажно, внизу железо уже «пошло»... И я написал письмо патриарху Алексию Второму с просьбой продать ЗИС, - вспоминает Ломаков. Ответа пришлось ждать почти два года. Приезжали люди из патриархии посмотреть на Ломаковых, чем занимаются: нет, машины за рубеж не продают, холят, берегут... И на Димином обращении появилась удивительная резолюция: «Отдать Дмитрию Ломакову, потому что бессребреник. Патриарх Алексий II». Чуть позже позвонили: приезжайте, можете забирать машину. Разве не чудо? Теперь она перед глазами посетителей «Ломаковки» на самом почетном месте. 

Все ЗИСы того времени черные, а этот единственный зеленый. Так распорядился Сталин - в прошлом семинарист, хорошо помнивший, что цвет этот символизирует победу жизни над смертью. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, помогавший приобрести патриарший ЗИС, благословил Ломаковых и на создание музея. И вот он, музей. По штату положено 25 человек, а работают двое. «Я здесь сам и убираюсь, - говорит Дмитрий. - Бюджетных подпорок у нас нет, живем тем, что заработаем. Но я верю: придет время, когда перед входом в здание я прибью отлитую из бронзы надпись: «Музей никому ничего не должен».


Пресса и ТВ о "Ломаковском музее старинных автомобилей и мотоциклов"


Контакт                  Contact


Назад на главную страницу ( Main page )