МОСКОВСКАЯ
СРЕДА № 37 (143), 5 - 11 октября 2005
След в истории...
Александр АСТАФЬЕВ
МУЗЕЙ
– НЕ ТОЛЬКО СРЕДОТОЧИЕ ПРЕДМЕТОВ СТАРИНЫ,
НО И СВИДЕТЕЛЬСТВО ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
СОВРЕМЕННИКОВ
ПОВЕСТЬ
О НАСТОЯЩЕМ РЕТРОГРАДЕ
Кто
бы подумал: на одной стоянке припаркуются
однажды «Мерседес» Геббельса, «Хорьх»
Геринга, ЗИС патриарха Алексия Первого и «Чайка»
другого патриарха Пимена, ГАЗ-АА -
знаменитая полуторка, «Опель Капитан»
Рокфеллера-младшего и много других
именитых машин.
Стоянка эта - теперь вечная -
под высокими сводами ангара с белоснежными
стенами.
Снаружи крупными красными
буквами надпись: «Ломаковский музей
старинных автомобилей и мотоциклов». У
входа на стуле сидит человек, крепкий,
скуластый, с ранней сединой. Это хозяин
музея Дмитрий Ломаков.
Приходящим сюда стайкам
молодежи с банками пива и пепси-колы (групповые
экскурсии) он объясняет, кем были Геринг и
Геббельс. И что любимым занятием Рокфеллера-младшего
было коллекционирование новых тогда машин.
Но потом Рокфеллера-сына съели людоеды на
одном из островов Полинезии, там, где
потерпел аварию его самолет. И Рокфеллер-отец
в горе распродал машины...
Здесь, в музее, что ни машина (а
их в коллекции 120, а в экспозиции около 40) -
история... И собирала их семья Ломаковых
много лет, с 1960-х: отец Александр Алексеевич,
мать Надежда Федоровна, брат Александр, а с
конца 1970-х и сам Дмитрий...
В детстве у Димы почти не было
игрушек - все деньги тратились отцом на «железки».
Соседские ребятишки утят разных, кораблики
в ванне пускали, а он стёкла старинных
подфарников.
Первым в семье «заболел» машинами отец - Александр Алексеевич. Работал он тогда на ЗИЛе художником-оформителем и в 1959 году попал в группу реставраторов ленинского Роллс-Ройса «Силвер хост», который отыскали где-то в Керчи. Тогда-то Ломаков-старший и попал в патентную библиотеку, где хранилась техническая документация на зарубежные иномарки. Несколько вагонов этих бумаг вывезли в Москву после победы над Германией. Из них он узнал, что машина, которой он недавно владел и которую по настоянию друзей продал, - уникальный, бесценный раритет. Александр Алексеевич от досады рвал на голове волосы. Дело в том, что как-то по случаю и недорого в середине 1950-х купил он приглянувшуюся машину - «Хорьх 853А». Красивая машина с плавными линиями - последний писк дизайнерской мысли 1930-х годов, но старомодная. Принадлежала она раньше летчику-асу, маршалу авиации Покрышкину, который привез ее из Германии, поездил от души по России-матушке и продал Александру Алексеевичу. Но несколько раз застрял на тяжеленной машине и продал её. И купил модный «москвич». И вот, роясь в монбланах документов, он осознал легкомысленность своего поступка. «Роллс-Ройс» к очередной ноябрьской годовщине установили в музее Ленина, а Ломаков... бросился на поиск проданного «Хорьха». ...Обнаружил он его на колхозном поле перевозившим птичий навоз: нужда колхозная подтолкнула местных жителей переделать машину в трактор. Задняя часть обрезана, выкинуты мосты и двигатель... Утрата казалась невосполнимой. С тяжелым чувством вернулся Ломаков в Москву, в комнату заводского общежития. Не знал, что судьба еще раз улыбнется ему.
В 1968 году в комиссионке, на
Спартаковской площади, на глаза попался «Хорьх-853»
с длинным капотом, откидным верхом,
кожаными сиденьями, но... в плохом состоянии.
Ломаковы не раздумывая купили его на
последние деньги - за 686 рублей 10 копеек.
Несколько зарплат!
Тот показал новую диковинку
друзьям, с которыми любил иногда попить
пивка где-нибудь на природе. Друзья-то все
при новых тогда машинах: «волгах», «победах»,
«москвичах», как сказали бы сейчас -
продвинутые - восторгов Ломакова-старшего
не разделили. «Не езди ты к нам на этой
развалюхе, не позорь»... Продал в сердцах
Александр Алексеевич «развалюху»
Представьте: комната в общежитии, на руках
грудной ребенок - и железная развалина,
съедающая свободное время и деньги. Три
года «мусолили» машину Ломаковы. Надежда
Федоровна восстанавливала передние крылья,
Александр Алексеевич возился с двигателем.
К началу реставрации «Хорьха» в семье
Ломаковых родился и младший сын Дмитрий.
- Отец бросил все, работал кое-где,
лишь бы оставалось время на машины, -
вспоминает Ломаков-младший. - Хорошо помню
двор своего детства, на Сивашской улице
возле Москворецкого рынка, огромный,
покрытый травой с редкими деревьями и
сеткой ограждения, за которой ютились
старенькие отцовские ЗИСы, полуторка,
газики...
Иногда на День Победы отца
приглашали куда-нибудь. Устраивали
народные гулянья, и тут мужик в военной
форме 40-х на полуторке... Ветераны пускали
слезу, вспоминали войну. Но ни известность
отца (он снимался во многих фильмах вместе с
машинами), ни попытки подладиться к власти (всякий
раз откликался на просьбы приехать на
праздники, даже клуб подростковый затеял,
где обучал ребят профессии реставратора) -
ничто не спасло. Подъехал однажды бульдозер
и смахнул ограждения вместе с лозунгом «Чудаки
украшают мир». Этот лозунг у меня в музее, -
Ломаков-младший кивнул куда-то в угол...
- Вообще мы считались семьей
местных дурачков. Люди жили обычной жизнью:
пили пиво в подворотнях, выступали на
собраниях, ездили отдыхать в Крым, а мы
драили очередную железку. На улице то и дело
слышишь - «плюшкины идут». А я теперь уверен,
что занимаюсь настоящим мужским делом!
Ломаков-младший решительно рубанул рукой
воздух.
Идея создать собственный музей
пришла Дмитрию Ломакову в 1987 году, когда он
вернулся из армии. Через год после начала
создания музея, попала ему в руки книга про
профессора Цветаева, основателя Музея
изящных искусств в Москве. У Цветаева ушло
на музей четверть века. «А я сделаю за три
года!» - с юношеским задором заявил Дмитрий
родителям.
-
Тебе
учиться надо! - урезонивала мать.
-
Не
получится автомотомузей в нашей стране –
даже теоретически это невозможно! Не дадут
бюрократы, обыватели и завистники! –
говорил отец.
Он пробовал учиться: после
армии поступил сразу в два вуза - Институт
электронного машиностроения и МИФИ. Но
проучился недолго. «Три года жизни тратить
на общеобразовательные предметы не
согласен, - заявил Дима, забирая документы.
Почему в Гарварде можно сразу осваивать
профессию, а у нас нельзя? Я еще в 8-м классе
школы паял электронные схемы, которые
здесь на третьем курсе только начинают
изучать...»
Ломаков-младший сделал
открытие: миром правят недоучки. Он стучит
кулаком по колену: «Стандартное
образование штампует стандартное мышление»...
И уже, как бы оправдываясь: «Еще Ленин
говорил: 90 процентов образования - это
самообразование».
И тут я ловлю себя на мысли, что,
если бы покатился Дима по проторенной
стежке-дорожке: школа, техникум, армия,
институт, аспирантура, - не было бы у нас
Ломаковского музея...
- Думал - все просто: покажу
властям коллекцию, власти помогут, найдутся
спонсоры. Но официальные ответы пестрели
перлами: «Отправьте все в металлолом, на
переплавку!» И это не издевка - тогда так
властители думали...
Однажды Горбачев заглянул в
гараж, где хранились бронированные ЗИЛы
Брежнева. «Чтоб я их больше не видел!..» И
машины пустили в переплавку. Уцелело лишь
сиденье, которое умыкнул рабочий,
понимавший, что уничтожают раритеты. Теперь
оно в Ломаковском музее. С виду
неприглядное, потертое. Но хозяин в
восторге: «Кожа - самая дорогая в мире -
сафьян опоек. Чтобы изготовить его, теленка
опаивают молоком до забоя...»
...Долгое время музейчик
существовал в самом большом ломаковском
гараже на Хлебозаводском проезде.
Туда заезжали и высокие
иностранные гости: ведь экспонаты штучные,
некоторые - единственные в своем роде, на
учете ЮНЕСКО... Почти десять лет Ломаковы
добивались землеотвода для строительства
музея. Наконец зарезервировали участок
вблизи станции метро «Люблино». Надо
строить, а на что? Помогли, правда,
архитекторы Аветисян и Теримязев -
бесплатно сочинили проект Ломаковки:
кольцо белоснежных зданий с широкими
окнами. В центре башня с флагштоком, целый
город, из которого удалось построить один
только корпус, да и то окна смог поставить
только с помощью немецких и бельгийских
предпринимателей - наши жадные и
недальновидные все, оказалось. Есть свет, но
нет отопления и воды.
- Первые машины переехали сюда
в 2004 году, когда и стекол не было, вспоминает
Дмитрий. - Они, как люди, тоже переживали за
свою судьбу: чувствовали себя плохо,
запертые в гаражах. Эти железки живые...
- Почему-то все думают, что
коллекцию собирал папа, а я лишь пожинаю
лавры. Но как коллекционер я состоялся,
купив в свою собственную коллекцию, в конце
1994 года «чайку» Патриарха Всея Руси Пимена.
Правда, и стоила она мне тогда не дешево.
Не заканчивал Дима институтов,
уже понимал: покупать раритет нужно тогда,
когда цена его минимальна. Вот и патриаршая
«чайка» так куплена - пусть и на последние
гроши. Но Ломаков сознавал, что не просто
машину покупает, а национальную гордость. И
когда-то и ее оценят...
Как-то начальник патриаршего
гаража сообщил по секрету, что в
Переделкино - летней резиденции патриарха -
в оранжерее стоит ЗИС-110, подарок Сталина
патриарху Алексию I за вклад Русской
православной церкви в разгром немецко-фашистских
захватчиков...
- Осмотр машины производился отцом, мной и братом - одним из лучших российских реставраторов. Взял их с собой для консилиума. Было ясно - надо спасать машину. В оранжерее сыро, влажно, внизу железо уже «пошло»... И я написал письмо патриарху Алексию Второму с просьбой продать ЗИС, - вспоминает Ломаков. Ответа пришлось ждать почти два года. Приезжали люди из патриархии посмотреть на Ломаковых, чем занимаются: нет, машины за рубеж не продают, холят, берегут... И на Димином обращении появилась удивительная резолюция: «Отдать Дмитрию Ломакову, потому что бессребреник. Патриарх Алексий II». Чуть позже позвонили: приезжайте, можете забирать машину. Разве не чудо? Теперь она перед глазами посетителей «Ломаковки» на самом почетном месте.
Все ЗИСы того времени черные, а
этот единственный зеленый. Так
распорядился Сталин - в прошлом семинарист,
хорошо помнивший, что цвет этот
символизирует победу жизни над смертью.
Митрополит Волоколамский и Юрьевский
Питирим, помогавший приобрести патриарший
ЗИС, благословил Ломаковых и на создание
музея. И вот он, музей. По штату положено 25
человек, а работают двое. «Я здесь сам и
убираюсь, - говорит Дмитрий. - Бюджетных
подпорок у нас нет, живем тем, что
заработаем. Но я верю: придет время, когда
перед входом в здание я прибью отлитую из
бронзы надпись: «Музей никому ничего не
должен».
Пресса и ТВ о "Ломаковском музее старинных автомобилей и мотоциклов"
Назад на главную страницу ( Main page )