КЮА-3 1949. СССР.

KUA-3  1949.  USSR.

 КЮА самодельный автомобиль примерно 1948 год. СССР. Ломаковский автомотомузей. Москва.

2 августа 2008 г., - Дмитрию Александровичу Ломакову, для музея, подарили старинный автомобиль примерно 1948 года. Т.к. название машины было неизвестно, в день прибытия в музей машина получила условное название "Пионер". На сегодняшний день это, видимо, самый древний отечественный самодельный автомобиль. 

Рассказывает Д.А. Ломаков: "впервые этот автомобиль я увидел примерно в 1997 году по одному из центральных каналов телевидения. Показывали хронику примерно 1948 года: бодрым голосом диктор объявил что в Москве состоялся всесоюзный съезд пионерии. Далее панорама Красной площади (со стороны Никольской улицы снимали). И вдруг на брусчатку выкатился этот автомобильчик - за рулём пионер лет 9 - 12. Сзади на машине огромный шёлковый флаг (примерно 2,5 на 4 метра) с изображением Сталина. И за машиной шёл строй сотен пионеров. Сталин и другие руководители внимательно следили за машинкой и колонной пионеров, с мавзолея Ленина. Диктор что то сказал что мол техническое творчество пионеров тоже показывали... Вот найти бы ту кинохронику или фотографии!"

Потом машина хранилась в "Клубе юных автомобилистов" на ул. Летняя в Москве. Оттуда её передали в один детский технический клубик.

Ломаков Дмитрий Александрович у автомобиля КЮА - в 2008 году.

(В связи с этим вспоминается ещё одна, иногда всплывающая, история : якобы был случай после Великой отечественной войны - пленный гитлеровский вояка (до войны работавший на каком то немецком автозаводе), по приказу начальника лагеря выстучал из сбитого немецкого самолёта маленький двухместный автомобильчик по мотивам BMW-328. Эта машинка была сделана для юного сынка-пионера начальника лагеря. И тот, якобы, ездил в Москву с этой машиной и представлял её там как изделие местного технического кружка дома пионеров.)

Конечно машину здорово изуродовали современные "пионеры" - над машиной, перед тем как она спаслась в Ломаковском музее, лет 10 измывались в одном московском техническом детском клубе... Руководитель клуба на полном серьёзе верил что "лучше 10 малышей пусть уродуют под моим руководством  эту машину чем её увидят миллионы в музее"... У машины заменили задний мост - он был на балансирах, Выкинули двигатель от мотоцикла М1 "Москва". Выкинули деревянный руль. Выкинули колёса (стояли от старинного мотоцикла "Минск"). Перекрасили в аляповатый "маскировочный" цвет (ранее машинка была бежевая вероятно)... При этом Д.А. Ломаков несколько раз, за эти 10 лет, приходил в этот детский клуб и просил: или отдать машинку, или продать, или обменять на другую машину - ни в какую не отдавали и продолжали уродовать.

И вот в августе 2008 года руководитель этого детского клуба пришёл, случайно, в музей и, вероятно, осознав, что натворил - подарил машину Ломакову Д.А. В музее машину планируется восстановить в изначальном виде. Сейчас она уже выставлена в экспозиции музея.

Мы постоянно искали информацию о происхождении этого неизвестного автомобильчика и вот 5 апреля 2009 года нашли журнал Техника молодежи 12/1956  и в нём на стр. 5 читаем следующее:

"Машину «КЮА-3» построили члены конструкторского кружка клуба юных автомобилистов города Москвы. 
В этом кружке, которым руководил инженер Автозавода имени Лихачева Сергей Васильевич Глазунов, занимались ребята, окончившие подготовку на «юного водителя» и, следовательно, знакомые с устройством автомобиля. Ребята поставили перед собой задачу — построить простенький автомобиль с микролитражным двигателем, развивающий скорость до 50 км/час. Двигатель взяли от мотоцикла «М-1-А». Передача цепная на заднее колесо. Колеса были взяты от мотоцикла, подвеска колес устроена независимая. 
Вес машины достигает 250 КГ. 
В ходе работы пришлось применять детали от старых автомобилей и мотоциклов, но очень многое — как, например, детали рычагов подвески заднего колеса, один из механизмов свободного хода, средний узел, промежуточную передачу — кружковцы делали своими руками. 
Творчеству членов кружка принадлежит и форма кузова; его придумывали все, делали эскизы, чертили, а потом уже коллективно обсуждали, чей же проект лучше. ...И вот в сентябре 1952 года на Киевском шоссе произошло испытание машины «КЮА-3». Все строители машины вдоволь покатались на ней. 
Жаль только, что с тех пор машина стоит в упакованном виде где-то на складе, вместо того чтобы быть использованной по назначению,"

Оказывается наша машина называется КЮА !

Вот ещё несколько строк о ней из неизвестной статьи: "Картина опытных работ была бы неполной, если не упомянуть необычный автомобиль КЮА, построенный Московским клубом юных автомобилистов в 1949 г. Небольшая двухместная машина была оснащена установленным сзади двигателем мотоцикла "Москва-М1А" (123 см3, 4 л. с.). Роль дифференциала выполняли две муфты свободного хода от стартера ЗИС-150. Мотоциклетные колеса, простейшая их подвеска, открытый кузов без дверей способствовали тому, что масса автомобиля не превысила 300 кг. Скорость - 50 км/ч."

Ниже на фото - это один из следующих проектов юных конструкторов из КЮА.

КЮА - очередной проект самодельного автомобиля. СССР.

КЮА


Назад (на главную страницу) - Back (main page)


Контакт                  Contact


http://www.Lomakovka.ru/Pioner-1948.html