ГАЗ-67б 1943 года. СССР.
GAZ-67b 1943 USSR .
Распространено заблуждение, что машины этого класса берут начало от легендарного "Виллиса". Вызванная к жизни потребностями войны, американская конструкция действительно явилась вершиной инженерного и технологического искусства, однако на звание первенца не претендует. В конце 30-х годов стала очевидна необходимость в легковом армейском автомобиле с приводом на все колеса. Они появились во Франции, Германии, Англии, США и Японии почти одновременно.
В СССР в 1938 году были построены первые образцы ГАЗ-61. На полноприводное шасси устанавливали разные кузова, в частности, комфортабельной "Эмки". Но финская кампания 1939–1940 годов, проходившая в условиях зимнего бездорожья, показала: нужен максимально простой и надежный легковой автомобиль для среднего комсостава, разведки, связи и буксировки легких пушек. (Уже были опубликованы снимки с испытаний американского "Бантама".) В январе 1941-го задание на проектирование короткобазного полноприводного легкого тягача грузоподъемностью 400 кг с открытым четырехместным кузовом одновременно получили ГАЗ и НАТИ.
Горьковчане постарались максимально унифицировать машину: силовой агрегат применили от серийной полуторки, знакомой в эксплуатации и ремонте, да и специальные узлы от ГАЗ-61 – ведущие мосты, раздатка, карданы, подвеска – были уже освоены в производстве. Правда, в соответствии с заданием пришлось сузить колею до размеров "бантамовской". Передний мост подвесили на четырех четвертьэллиптических рессорах – становились ненужными передние опоры полуэллиптических рессор, соответственно укоротилась рама и возрос (до 75°) угол въезда – важный параметр проходимости. Команда конструкторов под руководством Виталия Грачева приступила к работе 3 февраля 1941 года, а через 51 день (!) после начала проектирования, 25 марта состоялся первый выезд "пигмея", получившего индекс ГАЗ-64.
Вскоре оба конкурсанта – образцы НАТИ и ГАЗа – были представлены в Кремле: смотрины как бы дали старт испытаниям. Начавшаяся война внесла свои коррективы, козырь технологичности заметно поднял шансы ГАЗа, который и победил в соревновании: уже в августе 1941 года, пока еще по обходной технологии, началось производство ГАЗ-64.
Почему же в юбилей ГАЗ-67 мы так подробно говорим о ГАЗ-64? "Шестьдесят четвертых" за год сделали всего 686 штук, затем машину подвергли серьезной модернизации – она увенчалась появлением модели ГАЗ-67. Так, было решено вернуться к единой для обеих осей "родной" колее ("бантамовская" делала машину неустойчивой). Выступавшие за пределы кузова колеса потребовали крыльев, те – подножек. Под сиденьем водителя разместили дополнительный бензобак. Изменилась подвеска, мощнее стал двигатель. 23 сентября 1943-го начался серийный выпуск ГАЗ-67, который продолжался до осени 1953 года. "Шестьдесят седьмых" сделали 92 843 штуки – это действительно массовый автомобиль-труженик, закаленный в войне.
Столкнувшись с ленд-лизовскими "виллисами", "бантамами" и "фордами" как в реальных боевых условиях, так и на полигоне в Кубинке, ГАЗ-67 смог получить вполне объективную оценку. В ходе испытаний по тяжелым дорогам ГАЗ почти везде показывал лучшие, чем у американцев, результаты, но… Если "Виллис" знаменит своей законченностью (как говорится, ни убавить, ни прибавить), то ГАЗ-67 базировался большей частью на устаревших агрегатах, в конструкции кое-где применяли некачественные материалы. Отметила комиссия и низкую культуру изготовления. Все это не могло не сказаться на износостойкости деталей и узлов. Газик довольствовался низкосортными топливами и маслами, но "компенсировал" всеядность прожорливостью. Испытатели жаловались на неудовлетворительную работу тормозов, ремонтники – на плохую доступность узлов и агрегатов. А уж такие "мелочи", как неудобная посадка пассажиров и тяжелое управление, преследовали наших автомобилистов до самых недавних времен.
За годы войны было выпущено 4851 ГАЗ-67. Точное число "виллисов" установить не удалось, но ветераны утверждают, что на глаз американских машин на фронте было заметно больше. (По ленд-лизу в СССР поставлено 501 660 колесных и гусеничных транспортных средств. Вычтем танки – 12 480 – останется 489 180 автомобилей. Даже если джипы составили десятую часть, их получено из США вдесятеро больше, чем произведено в СССР за годы войны.)
В мирное время к солдатской форме ГАЗ-67 добавил рабочую одежду, став весьма распространенным в сельском хозяйстве. Расширился и "ареал обитания" – машины попали даже в Австралию! Весной 1950-го "козлик" поднялся к "Приюту одиннадцати" на склоне Эльбруса, а летом того же года был заброшен на дрейфующую полярную станцию (первое парашютное десантирование в военных целях осуществлено годом раньше).
Автомобиль активно модернизировали до появления в 1947 году первого образца ГАЗ-69. Разработали документацию и на дальнейшие улучшения, но решили не тратиться на морально состарившуюся машину, сосредоточив усилия на модели следующего поколения.
Известно, что еще в разгар войны Сталин собрал руководителей автозаводов и поинтересовался, чем они готовятся встретить мирное время. 19 июня 1945-го, когда Верховному показывали в Кремле "Победу" М-20 и грузовик ГАЗ-51, он задал горьковскому главному конструктору Андрею Липгарту вопрос и о новом вездеходе. К тому времени над ним работали на ГАЗе уже год – главному было что ответить. В 1946-м получили официальное задание. Характерно, что тема имела рабочее название "Труженик". Но для военных это был "легкий армейский автомобиль – тягач для буксировки батальонных артсистем весом до 800 кг, для перевозки боеприпасов и расчетов".
Параметр | ГАЗ-67 | ГАЗ-69 |
Начало производства | сентябрь 1943 | сентябрь 1953 |
Количество мест | 4 | 8 |
Скорость, км/ч | 90 | 90 |
База, мм | 2100 | 2300 |
Колея спереди/сзади, мм | 1449/1449 | 1437/1440 |
Дорожный просвет, мм | 227 | 210 |
Снаряженная масса, кг | 1376 | 1556 |
Масса прицепа, кг | 800 | 800 |
Угол въезда/съезда, град. | 64/60 | 46/34 |
Радиус поворота, м | 5,8 | 6,1 |
Двигатель: Число и расположение цилиндров | 4Р | 4Р |
Рабочий объем, см3 | 3280 | 2111 |
Мощность, л.с./об/мин | 54/2800 | 55/3600 |
Крутящий момент, кгс. м | 17-18 | 12-13 |
Газик после реставрации в Ломаковке:
Желающие помочь Музею и заинтересованные лица могут позвонить в Музей по телефону или написать письмо:
Если у Вас есть возможность - разместите ссылку на Музей на своей страничке!
Поместите у себя баннер музея:
http://www.Lomakovka.ru/GAZ-67B-1943.html
| Оставить запись в Книге гостей Музея и Клуба |Посмотреть на Книгу гостей Музея и Клуба